Утверждено
МПС 20.03.80
1. Выгружают сыпучие грузы из специальных вагонов бункерного типа на приемных пунктах, оборудованных для точечной разгрузки или разгрузки по фронту.
Основное требование, предъявляемое к оснащению приемного пункта, - это обеспечение достаточной вместимости для размещения поступившего груза и наличие высокопроизводительных механизмов для транспортировки выгруженного груза в склады, чтобы максимально использовать преимущества механизированной разгрузки, заложенные в конструкции бункерных вагонов.
Для пунктов, не имеющих достаточной приемной вместимости и высокопроизводительных комплексов оборудования, должны быть разработаны и осуществлены мероприятия, позволяющие ускорить проведение выгрузки, снизить трудоемкость выполнения вспомогательных операций и обеспечить все требования охраны труда и техники безопасности.
2. В расчетный срок на выгрузку вагонов бункерного типа включаются затраты времени на следующие операции:
подготовительные операции t(подг) - открывание одной-двух крышек загрузочных люков в соответствии с Инструкцией по эксплуатации вагонов, причем рабочий выходит на крышу вагона и освобождает запоры и фиксаторы; подключение магистрали сжатого воздуха (для вагонов с пневмоуправлением крышек разгрузочных люков), подъем рукавов над приемными бункерами или навешивание защитных чехлов для ограждения от россыпи груза (при загрузке вагонов с центральными разгрузочными отверстиями), открывание разгрузочных люков. С этими операциями обычно совмещаются по времени (а в процессе выгрузки - с операциями непосредственной выгрузки) навешивание вибраторов, закрепление троса маневровой лебедки, освобождение фиксаторов механизмов разгрузки люков;
заключительные операции t(закл) - осмотр кузова внутри через загрузочные люки с применением переносной лампы или направленного прожектора, очистка остатков груза со стен скребком на длинной рукояти или другими методами, закрывание крышек загрузочных люков, замыкание затворов и фиксаторов. С этими операциями совмещаются операции уборки чехлов или опускания защитных рукавов, проверки состояния крышек разгрузочных люков и очистка их, а также операции уборки вибраторов, отключения магистрали сжатого воздуха, обдувки и очистки рамы и тележек вагона, закрывания разгрузочных люков, снятия троса маневровой лебедки и др.;
основные операции разгрузки t(груз) - высыпание груза и при необходимости передвижки вагона в процессе его разгрузки и связанные с этим вспомогательные операции (опускание и последующий подъем защитных рукавов или уборка и навешивание чехлов, защищающих от россыпи груза).
3. Производительность на основной операции выгрузки для вагонов бункерного типа П(в) в зависимости от числа одновременно открываемых разгрузочных люков (пропускная способность люков) определяется по формуле
2 тау(0)
П(в) = 3600 Zгамма(м) F ламбда кв.корень(3,2 gR - ----------) k(д),
гамма(м) f
(10)
где z - число одновременно открываемых разгрузочных люков вагона;
гамма(м) - плотность груза, т/куб.м;
F - площадь поперечного сечения потока груза кв.м, согласно формулам (6) или (6');
R - гидравлический радиус поперечного сечения потока груза, м;
F
R = -----,
P
где P - периметр поперечного сечения потока груза, м;
ламбда - коэффициент истечения принимается согласно указаниям в разделе Б к формуле (7);
тау(0) - начальное сопротивление сдвигу, характеризующее начальное сцепление между частицами, Па;
f - коэффициент внутреннего трения груза;
k(д) - коэффициент деформации потока груза, высыпающегося из вагона.
Для вагонов с боковыми люками k(д) = 1; для вагонов зерновозов и цементовозов k(д) = 0,7 - 0,8.
Далее определяется продолжительность собственно грузовой операции по формуле (2).
4. Для ориентировки выбора данных о физико-механических свойствах грузов приведена таблица с характеристиками основных видов массовых грузов.
Пример 1. Выгрузка гранулированной аммиачной селитры из вагона-цементовоза.
Исходные данные
Выгрузка производится в приемные подрельсовые бункеры одновременно из обеих пар выгрузочных люков вагона. Из каждого бункера груз транспортируется в основной пролет склада ленточными конвейерами. Плотность аммиачной селитры гамма(м) = 0,88 м/куб.м, размер гранул не более a' = 3 мм. Начальное сопротивление сдвигу тау(0) = 0, коэффициент истечения ламбда = 0,55, коэффициент внутреннего трения f = 0,83. Размер прямоугольного разгрузочного люка вагона А = 0,4 м, В = 0,5 м. Коэффициент деформации потока груза k(д) = 0,8.
Техническая норма загрузки вагона q(в) = 44 т. Скорость движения троса маневровой лебедки v(л) = 0,12 м/с. Определяем затраты времени на выгрузку груза из одного вагона.
Подготовительные операции - вход на крышу вагона с верхней площадки для открывания двух загрузочных люков и совмещаемые с ними операции подъема приемных рукавов подрельсового бункера и открывания штурвалами разгрузочных люков - занимают 4 мин.