ХVI. Проверка лицевых счетов
1. Не реже одного раза в квартал работником по учету производится проверка правильности произведенных записей в лицевых счетах плательщиков.
Проверке подлежат все без исключения лицевые счета. При проверке лицевых счетов предприятий, объединений и организаций особое внимание должно быть обращено на следующие моменты: по всем ли срокам уплаты произведены на карточке записи операций по начислению платежей, а также доначислению платежей в результате перерасчетов и проверки налоговых отчетов и правильности выведенного сальдо расчетов плательщиков с бюджетом (недоимка или переплата).
При этом также проверяется соответствие сумм, поступивших в бюджет с начала года по лицевым счетам, сумме, записанной в реестре ф. N 25, по соответствующим подразделениям классификации доходов.
Для этого производится подсчет сумм, записанных в карточках лицевых счетов по графе "Внесено всего с начала года за вычетом возвратов" и в книге ф. N 11 по графам "Поступило" и "Возвращено", по отдельным разделам и параграфам классификации. Подсчитанный итог сличается с суммой, показанной в реестре ф. N 25 по графе "Всего поступило за вычетом возвратов с начала года". После проверки лицевых счетов, по окончании года, на следующей свободной строке после подведения итогов делается отметка "Проверено, дата, подпись".
2. Начальником отдела учета и отчетности (заместителем начальника) налоговой инспекции ежеквартально производится выборочная проверка своевременности и правильности разноски данных первичных документов о начислениях и поступлениях в бюджет и других записей (по лицевым счетам плательщиков и книгам сводных итогов).
3. Работник по учету производит по налогам и платежам с граждан, начисляемым налоговыми органами, по истечении полугодия (а по земельному налогу - по истечении года) подсчет итогов всех денежных операций по первичным документам (сводки ф. N 17, ведомости ф. N 18, копии квитанций об уплате и другие платежные документы) и полученные в результате этого подсчета остатки неуплаченных сумм на конец истекшего полугодия сверяются с соответствующими данными лицевых счетов плательщиков.
4. По земельному налогу и арендной плате за землю данные об остатке к уплате и сумме невозвращенных переплат на конец отчетного периода по лицевым счетам плательщиков представляются органами местной администрации и в последующем проверяются инспекторами налоговых инспекций.
Если в результате такой сверки будут установлены расхождения в суммах, полученных по документам и показанных в лицевых счетах плательщиков, работник по учету налоговой инспекции обязан установить причины этих расхождений путем документальной проверки внутриквартальных записей в книгах (месячных, полумесячных, дневных итогов).
5. В налоговых расчетах по налогу на добавленную стоимость предприятия-плательщики должны указывать (по данным баланса) сальдо расчетов (недоимка или переплата) с бюджетом на конец последнего месяца отчетного квартала, а в расчетах по акцизам - сальдо расчетов с бюджетом (по данным бухгалтерского учета) на конец месяца (недоимка или переплата).
При получении указанных налоговых отчетов и расчетов налога на прибыль сальдо расчетов с бюджетом, показанное в этих документах, сверяется с данными лицевых счетов.
При этом по налогу на добавленную стоимость и акцизам сальдо расчетов на конец отчетного периода по данным лицевых счетов должно определяться налоговой инспекцией с учетом начисления платежей, фактически причитавшихся к уплате НДС и акцизов за отчетный период (включая итоги перерасчета налога на добавленную стоимость и акцизам за последний месяц).
При совпадении сальдо расчетов по данным предприятия-плательщика с данными налоговой инспекции расчеты на конец отчетного периода считаются сверенными без вызова плательщика и без составления акта сверки.
6. Если сальдо расчетов, показанное в налоговом отчете или расчете, не совпадает с данными налоговой инспекции только на сумму начисленной пени или на сумму налога, доначисленного при сверке отчета, то вызов представителя предприятия в налоговую инспекцию не обязателен, следует лишь сообщить налогоплательщику о сумме расхождений.
7. Если показанное в налоговом отчете или расчете предприятия-плательщика сальдо расчетов с бюджетом на конец отчетного периода не совпадает с данными налоговой инспекции, то в этом случае должна быть произведена сверка расчетов с вызовом представителя этого предприятия-плательщика с составлением акта сверки.
8. По состоянию на 1 января налоговыми инспекциями производится сверка расчетов с бюджетом по всем плательщикам по налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на прибыль и другим налогам и платежам. По предприятиям (организациям), у которых сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 1 января не совпадает с данными налоговой инспекции, сверка расчетов должна быть произведена с вызовом представителя предприятия-плательщика и составлением акта сверки ф. N 23 (приложение N 17). По предприятиям, у которых сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 1 января совпадает с данными налоговой инспекции, вызов представителя плательщика для сверки не производится и акт сверки расчетов ф. N 23 не составляется. В этом случае инспектор налоговой инспекции одновременно с проверкой налогового отчета проверяет правильность отражения в этом отчете сальдо расчетов с бюджетом по балансовым данным и отражает это в акте проверки.
По налогу на прибыль сверка производится с вызовом представителя плательщика до срока представления годового баланса с тем, чтобы в годовом балансе предприятия были правильно отражены данные о поступлении платежей по налогу на прибыль.
При несовпадении сальдо расчетов по просьбе предприятий налоговые инспекции производят сверку расчетов с бюджетом с составлением акта на любую отчетную дату.