1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок ведения государственными налоговыми инспекциями оперативно-бухгалтерского учета начисленных и поступивших налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов (в дальнейшем - платежей) в бюджетную систему.
Работниками по учету налогов ведутся реестры, книги учета, лицевые счета плательщиков и другие формы учета и составляется отчетность в установленном порядке.
Кроме того, ведется учет и хранение квитанций по приему налоговых и неналоговых платежей, бланков извещений по налогам, актов описи имущества, актов о нарушении порядка занятия предпринимательской деятельностью гражданами, а также актов описи и оценки конфискованного и бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.
Работник по учету отвечает за правильность ведения учета и составления отчетности, а также за правильность производимых возвратов средств из бюджета и за сохранность документов.
В тех случаях, когда налоговые органы исполняют функции учета поступлений в государственные внебюджетные фонды, порядок, установленный настоящей Инструкцией, распространяется и на эти платежи.
2. Оперативно-бухгалтерский учет платежей ведется по налогам и другим обязательным платежам, перечисленным в приложении N 1. Составление отчетности должно производиться строго по формам, предусмотренным настоящей Инструкцией.
Все записи в книгах и на бланках учета производятся чернилами или пастой шариковой ручки в хронологическом порядке и на основании соответствующих документов, подтверждающих правильность этих записей. Записи должны вестись аккуратно, помарки и подчистки записей не допускаются. Книги по учету поступлений и возвратов, а также книги лицевых счетов налогоплательщиков, книги сводных итогов по учету налоговых платежей, книги по учету бланков строгой отчетности должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем государственной налоговой инспекции и начальником отдела учета и отчетности и скреплены печатью.
Исправление ошибок производится путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и внесения в соответствующих строках и графах правильных сумм и текста. Одновременно на полях соответствующей строки делается оговорка "исправлено" за подписью лица, производившего исправление.
Для исправления ошибок, обнаруженных в лицевых счетах после записей других операций, которые вызывают изменение последующих сумм, в этой графе лицевого счета производятся красными чернилами сторнировочные записи без зачеркивания ранее записанных сумм.
Например: авансовые взносы налога на прибыль (доходы) по сроку уплаты 15 января при записи операций об исчисленной сумме вместо 5560 тыс.руб. ошибочно записано 5660 тыс.рублей.
В дальнейшем эта ошибка обнаружена и в графе 2 оборотной стороны карточки лицевого счета производится следующая запись: "Сторнируются излишне начисленные платежи по сроку 15 января", а в графе 4 записывается красными чернилами "100 тыс.рублей".
3. Размер и порядок начисления пени на несвоевременно внесенные платежи в бюджет как налогоплательщиками, так и банками определяется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и изменениями к нему, кроме сборов и прочих неналоговых платежей, пени по которым начисляется в прежнем размере - 0,05 процента. Примеры начисления пени на несвоевременно уплаченные суммы платежей в бюджет даны в приложении N 2.
4. По мере оснащения государственных налоговых инспекций средствами вычислительной техники учет, контроль и составление отчетности о поступлении налогов и других платежей в бюджет автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы (АИС-"Налог") создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) работников по учету налогов государственной налоговой службы, которые обеспечивают оперативный учет поступления налогов и других платежей в бюджет, ведение лицевых счетов плательщиков, снабжение справочной информацией по всем предприятиям и организациям-плательщикам, находящимся на территории региона, и составление отчетности. В процессе автоматизации учета должна использоваться безбумажная технология передачи информации между налоговыми, финансовыми и банковскими органами. Сведения о поступлении налогов и платежей передаются на машинных носителях или по каналам связи и вводятся в ЭВМ.
Обязательным требованием к разрабатываемым проектам автоматизации учета и отчетности в налоговых органах является обеспечение защиты от несанкционированного доступа к информации, возможность копирования и восстановления информации, доступа из вышестоящего уровня к базам данных нижестоящего уровня в режиме просмотра.