О конверсии оборонной промышленности
в Российской Федерации
(с изменениями на 10 января 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ (Российская газета, N 4, 14.01.2003).
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
20 марта 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
1 апреля 1998 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы государственной политики в области проведения конверсии оборонной промышленности, права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования и государственной поддержки конверсии оборонной промышленности и направлен на проведение конверсии оборонной промышленности на основе наиболее эффективного использования производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов конверсируемых организаций и обеспечение социальной защиты работников конверсируемых организаций.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, конверсируемых организаций, работников конверсируемых организаций при проведении конверсии оборонной промышленности.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
конверсия оборонной промышленности (далее - конверсия) - регулируемый государством процесс организационных, правовых, технологических, научно-технических и социально-экономических преобразований оборонной промышленности в целях частичной или полной переориентации на выпуск продукции гражданского назначения ранее задействованных в оборонном производстве производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов организаций оборонной промышленности;
конверсируемая организация - организация оборонной промышленности, научная и (или) производственная деятельность которой по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации сокращается или прекращается и в которой осуществляются мероприятия по разработке новых технологий, в том числе технологий двойного применения, выпуску продукции гражданского назначения и утилизации вооружения и военной техники;
организация оборонной промышленности - организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
научная деятельность и производственная деятельность (оборонное производство) по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации - научные исследования в области вооружения и военной техники; разработка, производство, испытание, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, в том числе ракетно-космической, используемых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
технологии двойного применения - технологии, которые могут быть использованы при создании как вооружения и военной техники, так и продукции гражданского назначения;
федеральная целевая программа конверсии - социально-экономические, правовые, организационные и другие мероприятия по реализации государственной политики в области конверсии и реструктуризации оборонной промышленности;
региональная целевая программа конверсии - социально-экономические, правовые, организационные и другие мероприятия по поддержке органами государственной власти субъекта Российской Федерации конверсии, проводимой организациями оборонной промышленности, расположенными в данном субъекте;
уровень конверсии организации оборонной промышленности - комплексный показатель, который определяет глубину конверсии, уровень изменения мобилизационных мощностей, коэффициент технологий двойного применения, другие параметры и от которого зависит или в соответствии с численным значением которого определяется объем государственной поддержки конверсируемой организации;
глубина конверсии - показатель, определяющий отношение объема производства продукции (работ, услуг), снимаемой с оборонного производства, к общему объему производства продукции (работ, услуг) конверсируемой организации в предшествующий началу проведения конверсии год;
уровень изменения мобилизационных мощностей - показатель, определяющий изменение отношения объема мобилизационных мощностей к общему объему производственных мощностей конверсируемой организации в текущем году по сравнению с предшествующим началу проведения конверсии годом;
коэффициент технологий двойного применения - показатель, определяющий долю технологий двойного применения в технологическом процессе конверсируемой организации, а также долю технологий, подлежащих применению в условиях конверсии.
Правовое регулирование конверсии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников и возникающие при проведении конверсии, регулируются гражданским законодательством.
Целями проведения конверсии являются:
обеспечение технического перевооружения промышленности на основе эффективного использования научно-технического и производственного потенциала организаций оборонной промышленности для производства высокотехнологической и конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции (работ, услуг);
обеспечение социальной защиты работников конверсируемых организаций, высвобождаемых в связи с проведением конверсии, в том числе посредством создания дополнительных рабочих мест в конверсируемых организациях;
обеспечение научно-технического прогресса за счет приоритетного развития наукоемких производств;
развитие экспортного потенциала оборонной промышленности;
снижение экономической зависимости от импорта продукции за счет создания и развития производства продукции, аналогичной импортной;
создание новых конкурентоспособных технологий, материалов и оборудования.
Основными принципами проведения конверсии являются:
сохранение потенциала оборонной промышленности на уровне, обеспечивающем обороноспособность и безопасность Российской Федерации;
ответственность государства за социально-экономические последствия принимаемых им решений о проведении конверсии;
государственная поддержка конверсии посредством предоставления конверсируемым организациям бюджетных средств на возвратной и платной основе и бюджетных ассигнований, государственных гарантий, приоритетного при прочих равных условиях размещения в конверсируемых организациях государственных заказов на поставки продукции (работ, услуг) для государственных нужд, а также посредством осуществления иных мер;
предоставление государственной поддержки организации оборонной промышленности для проведения конверсии в объеме, определенном исходя из основных направлений конверсии и уровня конверсии данной организации;
сохранение и наиболее эффективное применение при проведении конверсии технологических процессов, используемых организациями оборонной промышленности;
ориентация конверсируемых организаций на решение приоритетных научно-технических задач за счет повышения эффективности использования высвобождаемых производственных мощностей и трудовых ресурсов;
рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды от техногенных воздействий;
создание и широкое использование комплексных методов организации конверсии и управления конверсией;
создание экономических условий для конверсируемых организаций в целях сохранения и развития высоких технологий для производства наукоемкой, технологически сложной продукции гражданского назначения, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
1. Основаниями для проведения конверсии являются решение Президента Российской Федерации, решение Правительства Российской Федерации о сокращении или прекращении научной и (или) производственной деятельности по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации по определенным направлениям (номенклатуре продукции, работ, услуг) либо в определенных организациях оборонной промышленности, принятые в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Основанием для сокращения или прекращения в организации оборонной промышленности научной и (или) производственной деятельности по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации является прекращение обязательств сторон государственного контракта (контракта) о выполнении указанной деятельности либо изменение таких обязательств. Высвобождаемые в связи с таким прекращением или сокращением деятельности производственные мощности могут быть конверсированы организацией оборонной промышленности по согласованию с Правительством Российской Федерации или уполномоченными на то Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в области конверсии (далее - федеральные органы исполнительной власти в области конверсии). Обращения конверсируемых организаций о согласовании принятых ими решений о конверсии высвобождаемых производственных мощностей подлежат рассмотрению в течение месяца с даты поступления.
2. Началом конверсии считается год, в котором сокращается или прекращается в конверсируемой организации научная и (или) производственная деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации либо начинается перепрофилирование производственных мощностей. Завершением конверсии считается год завершения инвестиционной программы конверсии. Если инвестиционная программа конверсии не согласована в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти в области конверсии, период конверсии такой организации устанавливается не более чем на два года.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ КОНВЕРСИИ И ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНВЕРСИИ
1. Государственное управление в области проведения конверсии осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно и (или) через федеральные органы исполнительной власти в области конверсии.
2. Федеральные органы исполнительной власти в области конверсии в пределах их полномочий:
разрабатывают предложения по вопросам государственной политики в области проведения конверсии;
осуществляют реализацию государственной политики в области проведения конверсии;
участвуют на основании решения Правительства Российской Федерации в разработке и реализации федеральной целевой программы конверсии и федеральных целевых программ в смежных областях;
разрабатывают совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями предложения о государственной поддержке конверсии и вносят их в Правительство Российской Федерации;
организуют выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ гражданского назначения, в том числе работ по разработке технологий двойного применения, внедрению военных технологий в производство продукции (работ, услуг) гражданского назначения, созданию производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения на основе высвобождающихся производственных мощностей;
разрабатывают мероприятия по наиболее эффективному использованию при проведении конверсии высвобождаемых производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов организаций оборонной промышленности и координируют выполнение таких мероприятий;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями участвуют в разработке и реализации мер по содействию конверсируемым организациям в привлечении инвестиций, в том числе иностранных;
обеспечивают предоставление конверсируемым организациям компенсаций и осуществление мер социальной защиты их работников;
осуществляют иные возложенные на них федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации функции.
Статья 7. Государственное планирование конверсии
1. Государственное планирование конверсии осуществляется на основании военной доктрины Российской Федерации;
федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники на десятилетний период;
других федеральных программ;
мобилизационного плана экономики Российской Федерации;
программ военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Показатели конверсии, характеризующие объем предполагаемого сокращения и (или) прекращения научной и (или) производственной деятельности по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации в соответствии с направлениями указанной деятельности (номенклатурой продукции, работ, услуг) и в организациях оборонной промышленности, определяются на среднесрочный период и уточняются на краткосрочный период. Определенные на среднесрочный период показатели конверсии доводятся до подлежащих конверсии организаций оборонной промышленности не позднее чем за два года до начала конверсии.
2. Государственное планирование конверсии обеспечивается Правительством Российской Федерации на основе федеральной целевой программы конверсии и других федеральных целевых программ в смежных областях.
Порядок разработки и реализации федеральной целевой программы конверсии и федеральных целевых программ в смежных областях определяется Правительством Российской Федерации.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления государственной поддержки конверсируемых организаций, расположенных в субъектах Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников могут разрабатывать и принимать региональные целевые программы конверсии. Региональные целевые программы конверсии могут включаться в федеральную целевую программу конверсии.
Для координации деятельности по выполнению региональных целевых программ конверсии в случае необходимости могут образовываться координационные советы по проведению конверсии при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие содействующие проведению конверсии органы.
4. Конверсируемые организации разрабатывают инвестиционные программы конверсии. Инвестиционные программы конверсии принимаются конверсируемой организацией по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области конверсии. Инвестиционные программы конверсии подлежат рассмотрению федеральным органом исполнительной власти в области конверсии в течение месяца с даты поступления.
1. Финансирование конверсии осуществляется за счет:
средств федерального бюджета;
кредитов и займов, привлекаемых под государственные гарантии;
средств, предоставляемых международными валютно-кредитными организациями;