Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 1998 года N 321


Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации
в 1997 году и задачах на 1998 год

(с изменениями на 7 октября 1998 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 20 декабря 1998 года N 1529

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1065;
     постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1998 года N 1164.
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации отмечает, что в 1997 году в результате осуществления стратегического курса экономических реформ в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и программой Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" в российской экономике произошли положительные качественные изменения.

Впервые за время проведения экономических реформ увеличился реальный объем валового внутреннего продукта, отмечены устойчивый рост промышленного производства и позитивное изменение его структуры. Из пятнадцати главных отраслей промышленности производство возросло в девяти. Стабилизировалось производство сельскохозяйственной продукции, валовой сбор зерна в 1997 году превысил среднегодовой уровень трех предыдущих лет. Увеличилось число регионов, в которых отмечен экономический рост. Возросли розничный товарооборот и объем платных услуг населению.

В 1997 году инфляция по сравнению с 1996 годом сократилась в 2 раза и составила 11 процентов. Преодолена негативная тенденция опережающего роста цен предприятий - производителей промышленной продукции по отношению к росту потребительских цен, приняты жесткие меры по осуществлению контроля за снижением тарифов в отраслях естественных монополий.

В 1997 году в основном была обеспечена стабильность денежно-кредитной системы, продолжился процесс укрепления курса российского рубля. Проведена необходимая подготовительная работа по изменению нарицательной стоимости денежных знаков.

Увеличились реальные денежные доходы населения, уменьшилась общая численность безработных.

Вместе с тем по ряду направлений социально-экономических преобразований положительных результатов достигнуть не удалось.

Остается низкой финансовая дисциплина организаций, многие из которых уклоняются от платежей в бюджет. Медленно снижаются долги государства перед поставщиками продукции для государственных нужд. Проведение денежных зачетов не способствовало улучшению финансового состояния в стране. Не был принят ряд ключевых правовых актов, направленных на формирование доходной базы бюджета и сокращение его расходной части. Все это не позволило осуществить исполнение федерального бюджета в утвержденных параметрах.

Продолжалось снижение объемов государственных инвестиций, не удалось повысить эффективность управления государственной собственностью.

Не уменьшилась дифференциация населения по уровню доходов. По-прежнему остаются нерешенными проблемы борьбы с преступностью, коррупцией и криминализацией предпринимательской деятельности.

Негативное влияние на динамику социально-экономических процессов в конце 1997 года оказали кризисные явления на мировом фондовом рынке. В качестве защитной меры временно была увеличена ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Возросшая доходность государственных ценных бумаг повлекла повышение затрат на обслуживание внутреннего долга. Замедлился процесс переориентации инвестиций в реальный сектор экономики.

В целях последовательного осуществления курса экономических реформ и обеспечения перехода от стратегии преодоления кризиса к стратегии подъема и достижения устойчивого экономического роста Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", сконцентрировать внимание на решении следующих основных задач:

обеспечение устойчивого экономического роста и отработка механизмов его государственной поддержки;

стабилизация положения в финансовой сфере, принятие реальных бюджетов и обеспечение их безусловного исполнения;

повышение платежной дисциплины, снижение размеров просроченной задолженности организаций, и в первую очередь бюджетных;

сокращение государственных расходов;

снижение объемов привлечения заимствований на внутреннем и внешнем рынках;

погашение задолженности государства по оборонному заказу;

обеспечение развития и защиты внутреннего рынка, развитие научно-технического потенциала промышленности;

создание необходимых условий для оживления инвестиционной деятельности и ускорение структурных преобразований в промышленности;

проведение реформы предприятий;

оказание действенной поддержки развитию среднего и малого предпринимательства;

снижение цен и тарифов на продукцию (работы, услуги), производимую субъектами естественных монополий, усиление контроля за их деятельностью;

обеспечение своевременной выплаты заработной платы, пенсий и социальных пособий, оказание адресной социальной поддержки малообеспеченным и нуждающимся группам населения;

осуществление реформ в социальной сфере;

приведение законодательства, регулирующего трудовые отношения, в соответствие с реалиями рыночной экономики, усиление правовой защищенности работников;

осуществление реформы жилищно-коммунального хозяйства;

создание необходимых условий для земельной реформы, формирование рынка земли и недвижимости, введение в экономический оборот (с ограничениями) земель сельскохозяйственного назначения;

создание условий для стабилизации финансового положения в аграрной сфере, в том числе за счет государственной поддержки села и реструктуризации сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

проведение военной реформы, решение вопросов обеспечения жильем военнослужащих, лиц, увольняемых и уволенных с военной службы, и членов их семей;

обеспечение сохранения исторического и культурного наследия;

повышение эффективности управления и подготовки высококвалифицированных кадров;

решительная борьба с любыми формами правонарушений, безусловное обеспечение правопорядка;

укрепление позиций страны на мировом рынке, обеспечение внешнеэкономических интересов России.

2. Одобрить программу Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" в новой редакции.

Министру Российской Федерации Ясину Е.Г. совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка Российской Федерации в 2-недельный срок доработать указанную программу и представить ее в Правительство Российской Федерации для утверждения.

3. Утвердить прилагаемый Комплексный план действий Правительства Российской Федерации на 1998 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" и документа "Двенадцать дел Правительства России на 1998 год в области экономической и социальной политики" (далее именуется - Комплексный план).

4. Возложить на руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации персональную ответственность за выполнение положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" и документа "Двенадцать дел Правительства России на 1998 год в области экономической и социальной политики".

5. Органам исполнительной власти принять необходимые меры по погашению оставшейся задолженности по заработной плате за 1997 год и обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

6. Министерству финансов Российской Федерации представлять в Правительство Российской Федерации:

ежемесячно отчет об исполнении федерального бюджета на 1998 год и данные об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

ежеквартально отчет о результатах проверок своевременного и целевого использования средств федерального бюджета.

7. Российскому фонду федерального имущества ежеквартально представлять в Правительство Российской Федерации доклад о соблюдении победителями коммерческих конкурсов по продаже государственного имущества с инвестиционными и(или) социальными условиями своих обязательств.

8. Министерству государственного имущества Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить до 1 июня 1998 г. в Правительство Российской Федерации предложения по формированию перечня акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, имея при этом в виду, что в федеральной собственности должны оставаться, как правило, пакеты акций акционерных обществ:

являющихся субъектами естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения;

занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и требующих реструктуризации в целях создания конкурентной среды;

участвующих в создании интегрированных образований при проведении структурной перестройки в отраслях экономики.

Министерству государственного имущества Российской Федерации при подготовке решений о введении ограничений на приватизацию шире использовать специальное право ("золотую акцию"), и прежде всего в случаях, когда величина пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности, не позволяет обеспечить эффективный контроль за деятельностью акционерных обществ.

9. Считать важнейшей задачей социальной защиты военнослужащих обеспечение нормальных жилищных и бытовых условий военнослужащим и членам их семей.

Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Министерству обороны Российской Федерации представить в марте 1998 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федеральной целевой программы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей.

10. Министерству науки и технологий Российской Федерации, Российскому агентству по патентам и товарным знакам, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерству государственного имущества Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации представить до 1 июля 1998 г. в Правительство Российской Федерации предложения по развитию рынка интеллектуальной собственности в научно-технической сфере и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.

11. Министерству науки и технологий Российской Федерации, Российскому агентству по патентам и товарным знакам и Министерству экономики Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти представить в 2-месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию структуры федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих проведение политики в области охраны и защиты интеллектуальной собственности.

12. Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Министерству юстиции Российской Федерации и Государственному таможенному комитету Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить и представить до 1 июня 1998 г. в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности.

13. Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации представить до 1 июля 1998 г. в Правительство Российской Федерации предложения по обеспечению законности нормативных актов субъектов Российской Федерации.

14. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации представить до 1 мая 1998 г. в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию государственной системы мер по предупреждению преступлений в сфере экономики.

15. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Министерству топлива и энергетики Российской Федерации разработать с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 июля 1998 г. в Правительство Российской Федерации предложения о мерах по реализации механизма государственного регулирования тарифов на транспортировку газа по местным сетям.

16. Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации с участием Российского акционерного общества "ЕЭС России" и Российского акционерного общества "Газпром" представить до 1 июля 1998 г. в Правительство Российской Федерации доклад о реализации мер по структурной перестройке в топливно-энергетическом комплексе и предложения по дальнейшему совершенствованию этой работы.

17. Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Федеральной авиационной службе России, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и Государственному таможенному комитету Российской Федерации представить до 1 сентября 1998 г. в Правительство Российской Федерации предложения о повышении конкурентоспособности российских перевозчиков и увеличении их доли в международных перевозках.

18. Государственному комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству представить до 1 декабря 1998 г. в Правительство Российской Федерации доклад о подготовке и проведении земельной реформы в Российской Федерации.

19. Министерству труда и социального развития Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти представить в первом полугодии 1998 г. в Правительство Российской Федерации доклад о мерах по финансовой стабилизации Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и погашению задолженности по выплате пособий по безработице.

20. Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения о введении моратория на принятие решений по предоставлению новых льгот в социальной сфере, не обеспеченных реальными финансовыми ресурсами.

21. Министерству государственного имущества Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить до 1 июля 1998 г. в Правительство Российской Федерации предложения по организации работы, связанной с разгосударствлением социальной сферы.

22. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству государственного имущества Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить до     1 декабря 1998 г. в Правительство Российской Федерации предложения (план действий) по реализации в 1999 году программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах".

23. Федеральным органам исполнительной власти до 5-го числа, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 10-го числа каждого месяца представлять в Министерство экономики Российской Федерации информацию о ходе выполнения Комплексного плана.

Министерству экономики Российской Федерации осуществлять систематический анализ и обобщение этой информации и представление ее до 15-го числа каждого месяца в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Черномырдин


УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 марта 1998 года
N 321

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
действий Правительства Российской Федерации на 1998 год по
реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию "Общими силами - к подъему России (О положении в стране
и основных направлениях политики Российской Федерации)", программы
Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и
экономический рост в 1997-2000 годах" и документа "Двенадцать
дел Правительства России на 1998 год в области экономической
и социальной политики"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»