Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 февраля 1998 года N 11-01/1209


[О включении в учебник по таможенному делу главы
"Организация дознания в таможенных органах Российской Федерации"]

____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 8 ноября 2006 года N 1121
____________________________________________________________________

По предложению Российской таможенной академии Отделом организации дознания РТУ по БТП ГТК России подготовлена глава "Организация дознания в таможенных органах Российской Федерации" для включения ее в учебник Российской таможенной академии по таможенному делу.

В упомянутой главе в краткой форме изложены основные аспекты процессуальной деятельности таможенных органов, как органов дознания. При этом автор использовал ряд положений "Методических рекомендаций по организации дознания в таможенных органах СССР по делам о контрабанде", утвержденных приказом ТК СССР N 49 от 9 августа 1991 года, в подготовке которых он ранее также принимал участие.

Учитывая, что с момента издания упомянутых методических рекомендаций произошли изменения в УПК РСФСР и принят новый УК РФ, нормы которых нашли отражение в главе учебника, считаем необходимым довести до таможенных органов содержание названной главы для использования ее положений в процессуальной деятельности последних.

Начальник Управления
 М.В.Ванин

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЗНАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Под дознанием понимается первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором в соответствии с требованием уголовно-процессуального кодекса (УПК РСФСР далее УПК) закрепляются, фиксируются следы преступления и производятся неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника.

Дознание предшествует предварительному следствию. На этапе дознания по горячим следам преступления собирается первичный материал для предварительного следствия.

Предварительное следствие является основной формой расследования, в ходе которого следователем всесторонне и детально исследуются фактические обстоятельства преступления, собираются и проверяются доказательства, а затем, на основании собранных и проанализированных доказательств, принимаются решения о наличии или отсутствии оснований для предания обвиняемого суду.

По уголовным делам о наименее серьезных преступлениях, перечисленных в УПК (ч.1 ст.126), расследование может быть ограничено и закончено дознанием. Последнее касается преступлений, по которым проведение предварительного следствия не обязательно. В таких случаях материалы дознания вместе с обвинительным заключением передаются прокурору и через последнего в суд, не проходя через предварительное следствие.

Деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, имеет различие с деятельностью органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Так, согласно ст. 119 УПК РСФСР по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного ч.1 ст. 121 УПК РСФСР (10 суток), обязан передать дело следователю.

После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах. Согласно нормам ст. 120 УПК РСФСР по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством для предварительного следствия.

Таможенные органы в соответствии со ст.117 УПК РСФСР являются органами дознания по делам:

- о контрабанде (ст.188 УК РФ);

- о незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники (ст.189 УК РФ):

- о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст.190 УК РФ);

- о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ);

- об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ);

Причем в силу требований ст.126 УПК по делам о вышеуказанных преступлениях, за исключением дел об уклонении от уплаты таможенных платежей, таможенные органы проводят лишь неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, по выполнению которых, но не позднее десяти суток со дня возбуждения дела, передают следователю.

По делам об уклонении от уплаты таможенных платежей таможенный орган, как орган дознания, возбуждая дело принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом, таможенный орган обязан окончить дознание по делу в срок не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок время составления обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела.

Срок дознания по таким делам может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц, а в исключительных случаях и после истечения двухмесячного срока дознания на больший срок по правилам ст.133 УПК, предусматривающей порядок и сроки продления предварительного следствия.

Дознание в системе таможенных органов производят: Таможенные органы РФ в лице Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями, Региональные таможенные управления РФ, оперативные таможни РФ, таможни РФ. Таможенные органы, как органы дознания, обязаны принимать необходимые оперативно-розыскные меры и производить неотложные следственные действия в целях обнаружения и закрепления следов преступления, выявить лиц, причастных к этому преступлению, причины и условия способствовавшие совершению преступления и принимать меры к их устранению (ст.ст.21 и 118 УПК).

Решение о производстве дознания принимается:

- начальником Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями (РТУ по БТП) или лицом, его замещающим;

- в Региональном таможенном управлении РФ - начальником этого управления или лицом, его замещающим;

- в оперативной таможне РФ и в таможне РФ - начальниками этих таможен или лицами, их замещающими.

Руководство дознанием осуществляется начальником РТУ по БТП Государственного таможенного комитета РФ, начальниками региональных таможенных управлений, а также начальниками оперативных таможен и таможен или лицами, их замещающими.

Непосредственно дознание в таможенных органах осуществляется сотрудниками отделов дознания таможен, оперативных таможен и региональных таможенных управлений (дознавателями), уполномоченными на это соответствующими приказами начальников таможенных органов, как органов дознания.

Наряду с отделами дознания в системе таможенных органов имеются подразделения, ответственные за проведение оперативно-розыскных и оперативно-поисковых мероприятий по выявлению и пресечению таможенных правонарушений.

Это отделы (группы) по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с таможенными правонарушениями, собственной безопасности. Они работают в тесном контакте с отделом дознания.

Все выносимые дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов несут ответственность (наряду с дознавателем) за обоснованность возбуждения уголовного дела, своевременность и законность задержания подозреваемого, а также за качество проведенных следственных действий.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, должно быть закончено в возможно короткий срок, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела.

По выполнении следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю по подследственности, не ожидая истечения десятидневного срока (ст.ст.119 и 121 УПК).

При выполнении всех следственных действий по делу дознаватель обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно-процессуального кодекса: вести дознание объективно, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.

Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и качество проводимых следственных действий.

При квалификации преступления дознаватель должен руководствоваться Уголовным кодексом Российской Федерации.

Дознаватель не может принимать участие в расследовании дела:

- если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика;

- если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, родственником подозреваемого, обвиняемого или их законных представителей;

- если имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в расследуемом деле.

При наличии перечисленных оснований для отвода дознаватель обязан устраниться от участия в расследовании дела и доложить об этом начальнику органа дознания.

По этим же основаниям дознавателю может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или его представителем.

Вопрос об отводе дознавателя, производящего дознание, разрешается прокурором (ст.64 УПК).

2. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Поводами к возбуждению уголовного дела, согласно ст.108 УПК, являются:

- непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;

- заявления и письма граждан;

- сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;

- сообщения общественных организаций о преступлениях;

- статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;

- явка с повинной.

Уголовное дело в таможенных органах может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, совершенного в сфере таможенного дела, производство дознания по которому, в силу требований УПК, отнесено к компетенции таможенных органов.

Таможенный орган или орган дознания возбуждает уголовное дело при событии, содержащем признаки преступления, совершенного в сфере таможенного дела.

В постановлении о возбуждении уголовного дела, выносимом дознавателем и утверждаемом начальником органа дознания, указывается время, место его вынесения, должность, звание и фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела и статья уголовного закона.

Начальник таможенного органа, как органа дознания, может возбудить и принять уголовное дело непосредственно к своему производству либо поручить дознание одному или нескольким дознавателям, о чем указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству.

Копия постановления о возбуждении уголовного дела немедленно направляется прокурору.

Таможенный орган или орган дознания обязаны принимать заявления и сообщения о совершенном или подготовляемом преступлении в сфере таможенного дела.

Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом таможенного органа, принявшим заявление.

Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. При необходимости лицо, от которого поступило письменное заявление, может быть вызвано для выяснения (детализации, уточнения т.д.) обстоятельств, изложенных в заявлении. В этом случае, как и при устном заявлении, составляется протокол.

Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.

Сообщения учреждений, предприятий, организаций, а также должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме (ст.110 УПК).

По заявлениям и сообщениям проводится проверка. Ее результаты докладываются начальнику таможенного органа, который принимает решение о возбуждении уголовного дела. Не обнаружив в результате проверки признаков преступления таможенный орган отказывает в возбуждении уголовного дела.

По поступившему заявлению или сообщению о совершенном или подготовляемом преступлении решение должно быть принято в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток (ст.109 УПК).

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение, организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется им право на обжалование этого постановления (ст.113 УПК).

При уведомлении должны сообщаться основания, в силу которых уголовное дело не может быть возбуждено.

Если в поступивших заявлениях или сообщениях содержатся сведения о преступлениях, не подлежащих расследованию дознавателями таможенных органов, то эти заявления и сообщения направляются по подсудности, подследственности или другим органам дознания по подведомственности. В этом случае должны быть приняты меры по охране места происшествия, сохранению и закреплению следов преступления и др., однако без производства следственных действий.

По возбужденному уголовному делу орган дознания, руководствуясь требованиями уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия, направленные на установление и закрепление следов преступления.

3. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

При производстве дознания устанавливается:

- события преступления: место и время совершения преступления, обстоятельства, способы, орудия и средства совершения преступления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»