Действующий

Об утверждении "Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики (с изменениями на 27 июня 2005 года)

 УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Госкомстата России
от 31.01.98 N 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по определению параметров неформальной деятельности
в торговле на федеральном уровне

Настоящие указания содержат описание методов досчета объемов неформальной деятельности в торговле и предназначены для применения на федеральном уровне. Методика досчетов основных показателей статистики розничной торговли на региональном уровне, основанная на использовании данных обследования домашних хозяйств, будет разработана дополнительно.



Общие положения

В соответствии с принятыми в международной практике и сформулированными в системе национальных счетов критериями под неформальной экономической деятельностью в широком смысле понимается любая деятельность (законная или незаконная), осуществляемая институциональными единицами с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или преуменьшается в целях уклонения от налогообложения, выполнения предписанных законом норм охраны труда и др., а также деятельность, осуществляемая некорпорированными предприятиями. Неформальная экономическая деятельность некорпорированных предприятий включает в себя производство товаров или указание услуг предприятиями, образованными домашними хозяйствами и не зарегистрированными в качестве юридических лиц. Как правило, такие некорпорированные предприятия основаны на неформальной занятости и могут производить продукцию как для продажи на рынке, так и для собственного потребления.

Неформальная экономическая деятельность не может быть учтена обычными статистическими методами, поэтому для ее адекватной оценки используются специальные подходы, основанные на использовании косвенной информации, и, частично, экспертных оценок.

Таким образом, для практических целей под неформальной экономической деятельностью понимают:

- скрываемую официально зарегистрированными предприятиями деятельность;

- результаты экономической деятельности незарегистрированных предприятий;

- результаты экономической деятельности некорпорированных предприятий.

Показатели неформальной деятельности в торговле определяются:

1. объемами сокрытия (занижения) розничного товарооборота и продажи отдельных товаров предприятиями торговли;

2. объемами продажи товаров физическими лицами, осуществляемой ими без регистрации данного вида деятельности и без соответствующей лицензии или патента. Как правило, такая торговля осуществляется на продовольственных, вещевых или смешанных рынках.

1. Определение объема сокрытия розничного товарооборота. Расчет производится поэтапно. На первом этапе устанавливается объем розничного товарооборота крупных и средних предприятий торговли по данным представляемых этими предприятиями форм государственного статистического наблюдения. На втором этапе устанавливается объем розничного товарооборота малых предприятий торговли по данным выборочного обследования этих предприятий. На третьем этапе производится досчет суммарного объема товарооборота крупных, средних и малых предприятий торговли на величину сокрытия (занижения). Объем сокрытия розничного товарооборота предприятиями торговли определяется методом "расчета по известным параметрам", т.е. на базе прямого использования или путем сопоставления данных, собираемых статистическими органами, банками, таможенной службой или иными органами в установленном порядке.

1.1. Показатель розничного товарооборота по крупным и средним предприятиям торговли формируется на базе данных следующих форм государственного статистического наблюдения:

Таблица 1


┌——┬——————————————————————————————┬—————————————┬———————————————————‰
│NN│Индекс и наименование формы   │Периодичность│N строки, графы    │
├——┴——————————————————————————————┴—————————————┴———————————————————┤
│1  1-торг "Сведения о розничной                                    │
│   торговле"                      месячная      стр.01, гр.3       │
│                                                                   │
│2  1-ВЭС "Сведения  о совместном                                   │
│   и иностранном предприятии"     квартальная   стр.24+25, гр.6    │
│                                                                   │
│3  1-п (срочная) "Сведения о                                       │
│   производстве и отгрузке                                         │
│   промышленной продукции"        месячная      стр.819, гр.1      │
│                                                                   │
│4  1-продажа "Сведения о продаже                                   │
│   продукции"                     месячная      стр.300, гр.6      │
│                                                                   │
│5  91-связь (торг) "Сведения о                                     │
│   торговле и сети учреждений                                      │
│   почтовой связи"                полугодовая   стр.01, гр.6       │
│                                                                   │
│6  2-топпром "Сведения о                                           │
│   товарообороте по реализации                                     │
│   топлива и лесных строительных                                   │
│   материалов"                    квартальная   стр.02, гр.3       │
│                                                                   │
│7  Итого по крупным и средним                                      │
│   предприятиям                   х             сумма стр. с 01 по │
│                                                06                 │
└———————————————————————————————————————————————————————————————————…

Объем розничного товарооборота торговых предприятий определяется как сумма данных указанных форм.

1.2. Объем розничного товарооборота малых предприятий розничной торговли определяется по данным формы МП (торг) "Сведения о розничной торговле" выборочного обследования этих предприятий. Так как периодичность сбора и разработки формы МП (торг) квартальная, перед началом расчета данные за последний отчетный квартал распределяются по месяцам этого квартала по удельному весу каждого месяца в квартальном товарообороте крупных и средних предприятий.

Затем найденный таким образом товарооборот предыдущего месяца умножается на индекс потребительских цен отчетного месяца к предыдущему и индекс физического объема. В качестве индекса физического объема используется средний месячный индекс за предыдущий квартал, рассчитанный по формуле средней геометрической исходя из фактических данных формы МП (торг) за предыдущий квартал.

После получения фактических данных по малым предприятиям за квартал ранее рассчитанные помесячные данные корректируются на величину расхождения с фактическими данными.

Пример расчета (данные условные).

В IV квартале 1996 года объем розничного товарооборота малых предприятий, установленный путем экстраполяции на генеральную совокупность данных формы МП (торг), составил 851 млрд. рублей. Доля розничного товарооборота в этом квартале за октябрь составила 32%, за ноябрь - 29%, за декабрь - 39%. Тогда в декабре розничный товарооборот малых предприятий составил 332 млрд. рублей (851 х 39/100). Индекс потребительских цен в январе 1997 года по сравнению с декабрем составил 102,4%, а среднемесячный индекс физического объема розничного товарооборота малых предприятий торговли за IV квартал 1996 года, рассчитанный по формуле средней геометрической, 89%. Тогда розничный товарооборот в малых предприятиях в январе составит 302,6 млрд. рублей (332 х 102,4 х 89/100).

Аналогично рассчитывается месячный объем розничного товарооборота по совместным предприятиям (ф. N 1-ВЭС) и предприятиям связи (ф. N 91-связь), также имеющим квартальную периодичность.

1.3. Официально учтенный розничный товарооборот крупных, средних и малых предприятий проставляется в строке 05 раздела 1 разработочной таблицы расчета розничного товарооборота N 1-расчет (приложение N 1 к настоящим Методическим указаниям).

1.4. После определения суммарного объема розничного товарооборота крупных, средних и малых предприятий торговли по данным статистических форм, устанавливается объем занижения товарооборота из-за его сокрытия торговыми предприятиями или их неполного охвата статистической отчетностью. Объем занижения определяется путем последовательного сопоставления суммарного объема розничного товарооборота крупных, средних и малых предприятий с рядом известных значений (параметров), каждому из которых должна соответствовать определяемая конечная величина товарооборота. Ниже приведено описание каждого параметра и порядок расчета.

Схема определения параметров
сокрытия розничного товарооборота

                  ┌——————————————————————————————‰
                  │Объем розничного товарооборота│
                  │     предприятий торговли     │
                  └——————————————┬———————————————…
          ┌——————————————————————┼———————————————————————‰
          │                      │                       │
┌—————————┴—————————‰┌———————————┴————————————‰┌—————————┴——————————‰
│Показатель уровня  ││Показатель поступления  ││Показатель расходов │
│издержек обращения ││торговой выручки в кассы││домашних хозяйств   │
│в процентах к      ││банков (отчет о кассовых││на приобретение     │
│товарообороту      ││оборотах банков, форма  ││продовольственных и │
│(ф. 5-з ; стр.03,  ││N 748)                  ││непродовольственных │
│гр.3/стр.60, гр.3) │└————————————————————————…│товаров (КЭОД, табл.│
└———————————————————…                          │5а, лист 1, гр.1,   │
                                               │стр.1, 2, 6, 7, 8)  │
                                               └————————————————————…