УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минстроя России
от 20 августа 1996 года N 17-113
Положение о формировании договорных отношений
в жилищно-коммунальном хозяйстве
(с изменениями на 11 декабря 1997 года)
1. Общие положения
1.1. В основу системы управления жилищно - коммунальным хозяйством должно быть положено рациональное разделение функций и организация договорных взаимоотношений между субъектами собственности жилищного фонда и объектов коммунального назначения и субъектами хозяйствования - организациями жилищно - коммунального хозяйства различных организационно - правовых форм с соответствующим разделением прав, обязанностей и ответственности сторон.
Собственники жилищного фонда и объектов коммунального назначения (органы местного самоуправления, предприятия и организации, в чьем хозяйственном ведении находятся объекты государственного жилищного фонда, юридические или физические лица) непосредственно или через уполномоченные им органы - службы заказчика, управляющие компании выступают заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно коммунального хозяйства, находящихся в их собственности, а также на предоставление услуг потребителям.
Организации жилищно - коммунального хозяйства различных организационно - правовых форм выполняют функции подрядчиков (исполнителей услуг) по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов жилищно - коммунального хозяйства, а также предоставлению услуг.
Подрядчиками по реконструкции и строительству объектов жилищно - коммунального назначения являются ремонтно - строительные организации различных форм собственности, финансово - строительные или финансово - строительно - эксплуатационные компании.
1.2. Договоры на обслуживание, содержание, ремонт и развитие <*> объектов жилищно - коммунального хозяйства должны заключаться службой заказчика или управляющей компанией, как правило, на конкурсной основе с привлечением организаций - подрядчиков различных организационно - правовых форм.
---------------
* В дальнейшем "договоры на обслуживание".
1.3. Система договорных отношений включает в себя следующие основные группы договоров:
- договоры на обслуживание между органами местного самоуправления (службами заказчика, управляющими компаниями) и организациями жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности;
- договоры между юридическими лицами, товариществами собственников жилья и гражданами, имеющими в собственности жилищный фонд или объекты коммунального назначения, и организациями различных форм собственности;
- договоры между собственниками жилищного фонда и нанимателями жилых помещений;
- договоры между организациями жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности и организациями потребителями услуг;
- договоры между организациями различных видов деятельности жилищно - коммунального хозяйства.
1.4. Вне зависимости от того, между какими конкретными заказчиками и исполнителями заключается договор, он должен содержать следующие примерные условия:
- гарантируемый исполнителем уровень качества, надежности и экологической безопасности оказываемых услуг и производимых работ:
- объем работ (услуг);
- обязательства заказчика по оплате работ (услуг), включая сроки и способ расчетов;
- экономические санкции, применяемые к каждой из сторон в случае нарушения условий договора;
- порядок разрешения споров, возникающих в процессе выполнения договора;
- порядок изменения условий договора;
- порядок прекращения действия договора.
Таким образом, договор представляет собой экономическую и правовую основу взаимоотношений органов местного самоуправления и других собственников объектов жилищно - коммунального хозяйства, выступающих в роли "заказчика' на жилищно - коммунальное обслуживание и организациями жилищно - коммунального хозяйства, выполняющими функции "подрядчика", и позволяет увязать интересы собственника, организации жилищно - коммунального хозяйства и потребителя услуг.
1.5. Система договорных отношений по предоставлению услуг жилищно - коммунального назначения предусматривает следующую защиту прав потребителей путем:
- включения в договор условий, гарантирующих возможность получения потребителем услуги, соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов, стандартов, санитарных правил и норм;
- ответственностью исполнителей за нарушение порядка и условий предоставления услуг, а также гарантий их качества.