Определения, приведенные в ИСО 8402, используются вместе с нижеследующими.
Примечание - Некоторые термины, содержащиеся в ИСО 8402, повторяются здесь. Источник указан в скобках.
3.1 Проверка качества - систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям (ИСО 8402).
Примечания
1 Проверка качества применяется в основном (но не только) к системе качества или ее элементам (процессы, продукция или услуги и т. п.). Подобные проверки часто называют "проверкой системы качества", "проверкой качества процесса", "проверкой качества продукции", "проверкой качества услуги".
2 Проверки качества проводят лица, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки. При этом желательно взаимодействие с персоналом проверяемых участков.
3 Одной из целей проверки качества является оценка необходимости проведения улучшающих или корректирующих действий. Следует проводить разграничение между проверкой и деятельностью по надзору или контролю, осуществляемой с целью управления процессом или приемки продукции.
3.2 Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством /ИСО 8402/.
Примечания
1 Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества.
2 В связи с требованиями контракта, обязательными предписаниями и пpoведением оценки может быть затребовано наглядное доказательство применения определенных элементов системы качества.
3.3 Эксперт-аудитор (по качеству) - специалист, имеющий квалификацию для проведения проверок качества.
Примечания
1 Чтобы осуществить проверку качества, эксперт-аудитор должен получить официальное назначение для проведения данной конкретной проверки.
2 Эксперт-аудитор, назначенный для руководства проверкой качества, называется главным экспертом-аудитором.
3.4 Заказчик (клиент) - лицо или организация, по запросу которых проводится проверка.
Примечание - Заказчиком (клиентом) может быть:
а) проверяемая организация, желающая проверить собственную систему качества на соответствие ряду стандартов;
b) потребитель, желающий проверить систему качества поставщика с помощью своих собственных экспертов-аудиторов или третьей стороны;
с) независимое агентство, уполномоченное определить, обеспечивает ли система качества соответствующее управление предоставляемыми продукцией или услугами (продовольствие, лекарства, ядерная энергетика и т. п.);
d) независимое агентство, назначенное для проведения проверки с целью внесения системы качества проверяемой организации в официальный реестр.
3.5 Проверяемая организация - организация, где производится проверка.
3.6 Наблюдение - констатация факта, сделанная в ходе проверки и основанная на объективном доказательстве.
3.7 Объективное доказательство - информация о качестве или количестве (зарегистрированные данные или заявления, имеющиe отношение к качеству изделия или услуги, либо наличию и применению какого-либо элемента системы качества), полученная путем наблюдения, измерения или испытаний и которая может быть проверена.
3.8 Несоответствие - невыполнение установленных требований (ИСО 8402).
Примечание - Настоящее определение включает в себя отсутствие одной или нескольких характеристик или элементов системы качества, или их отклонение от установленных требований