Законодательство и экономика, N 17-18, 1997 год
Е.Г.Краюшкина
Научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
Зарубежный опыт правового обеспечения
рекультивации земель,
нарушенных в процессе недропользования
Во многих промышленно развитых государствах с федеративным устройством рекультивационные работы обеспечиваются соответствующими законодательными актами и правительственными постановлениями как Федерации, так и ее субъектов.*
________________
* Л.В.Моторина, Н.М.Забелина. Рекультивация земель, нарушенных горнодобывающей промышленностью". - М. - 1968, - С.9.
Значительные площади подвергаются разрушительному воздействию горнодобывающих и других отраслей промышленности в США, Англии, Германии, Польше и других странах. Восстановлению нарушенного промышленностью ландшафта и земель здесь уделяется большое внимание, накоплен значительный опыт.
В США ежегодно отрабатывается 8-12 тыс. га земельных угодий. В Англии увеличение добычи полезных ископаемых открытым способом привело к созданию огромных площадей "индустриальных пустынь", размеры которых оцениваются примерно в 60 тыс. га. В других странах аналогичная ситуация. В Европе - наибольшая часть поврежденных горной промышленностью площадей приходится на открытые разработки бурого угля*.
___________________
* Л.В.Моторина, Н.М.Забелина. Там же. - С.195.
Регламентирование деятельности горнодобывающих предприятий в целях предотвращения загрязнения окружающей среды началось в США в 1939 году с принятия в штате Западная Виргиния постановления о рекультивации. Затем были приняты аналогичные постановления в ряде других штатов, где опасность загрязнения и повреждения ландшафтов горными разработками была наибольшей (Пенсильвания, Огайо, Кентукки, Индиана, Иллинойс и др.). Сейчас отношения по рекультивации земель регулируются в законоположениях 14 штатов.
В связи с различиями социально-экономических и физико-географических условий, существующих в разных штатах США, законодательные функции в этой области сосредоточены на уровне администрации штатов. Законодательство по окультуриванию отвалов штата Огайо является наиболее всеобъемлющим и наиболее эффективным из всех других законов, действующих в США в этой сфере.
Особое внимание в проблеме рекультивации угольных разработок выразилось здесь в принятии ряда соответствующих законодательных актов. Законы предусматривали различные технические приемы восстановления нарушенных территорий, в частности, методы выравнивания и формирования отвалов, а также объясняли взаимоотношения администрации властей штата и отдельных предпринимателей, обязанности последних в отношении восстановления земель. В соответствии с законом от 1955 года предприниматель обязан проводить восстановление территории с затратами в 220 долларов на 1 акр, из которых 170 долларов предусматривались на разравнивание территории и 50 долларов на посадки древесных пород.
Для соблюдения выполнения закона и руководства рекультивационными работами в штате был создан специальный отдел рекультивации земель при министерстве сельского хозяйства, позднее он был передан управлению природных ресурсов. Предпринимателем здесь считается тот, кто открытым способом добывает более 250 т угля в течение 12 последовательных календарных месяцев. Закон обеспечил условия, при которых власти штата приобретают невосстановленные территории, созданные до принятия закона в 1948 году и те земли, которые не могут быть восстановлены самими предпринимателями. Администрация штата берет на себя обязанность восстановления этих территорий или использует их по своему усмотрению в соответствии с имеющимися возможностями.
Таким образом, по законодательству штатов, государство выступает в качестве правового гаранта обеспечения рекультивации нарушенных земель. Кроме того, законодательство урегулировало правовые вопросы проведения рекультивации на брошенных землях, нарушенных в процессе недропользования, когда субъект ответственности за проведение рекультивации отсутствует либо не может сам провести рекультивацию. Данный опыт решения проблемы обеспечения проведения рекультивации имеет значение для России, обладающей огромными территориями брошенных нерекультивированных земель.
Предприниматель обязан после окончания действия разрешения на разработку (как правило, через 12 месяцев) в течение 2-х месяцев представить план и отчет по производству восстановительных работ. На окончательное восстановление отвалов ему дается еще 2 года. Он может пользоваться технической и консультативной помощью отдела рекультивации управления природными ресурсами, экспериментальных опытных станций, ассоциаций горных инженеров и геологов, службы мелиорации и сохранения почв и так далее.
Следовательно, закон не только закрепляет обязанность проведения рекультивации, но и создает определенный механизм реализации этих норм права.
Существующие положения дают возможность обеспечить некоторый плановой подход к решению всей проблемы и создают условия для участия в рекультивационных работах самих угольных компаний:
Кроме штата Огайо, законодательство, обеспечивающее производство рекультивационных работ, имеется еще в 6 штатах: Иллинойсе (1961, 1963 годы), Индиане (1941, 1963 годы), Кентукки (1954 год), Мэриленде (1955 год), Пенсильвании (1945, 1949, 1953, 1956, 1961, 1963 годы)*, Виргинии (1945, 1963 годы). Законы, разрабатываемые в штатах, как правило, повторяют друг друга с небольшими вариациями.
________________
* Л.В.Моторина, Н.М.Забелина. Указ. соч. - С.11.
Эти нормативные акты предусматривают денежные штрафы, взимаемые с компаний, не выполнивших предъявляемых к ним требований. В некоторых штатах созданы специальные бюро и комитеты, регламентирующие работы по рекультивации. Затраты на эти работы в большинстве случаев включаются в стоимость лицензии на разработку.
Помимо этого, рекультивацией земель в США занимается служба охраны почв, лесная и геологическая службы, горное бюро и ряд других федеральных агентств и ведомств штатов. В ряде штатов созданы специализированные объединения по восстановлению земель. Всего в США около 50 таких объединений.