УТВЕРЖДЕНЫ
Минтрансом Российской Федерации и
МПС Российской Федерации
от 14 мая 1993 года
NN АК-7, ЦМ-180
Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями
____________________________________________________________________
Не применяются на основании
приказа Минтранса России от 26 августа 2019 года N 285;
приказа Минтранса России от 16 декабря 2019 года N 402
____________________________________________________________________
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации централизованного вывоза (завоза) грузов со станций железных дорог и транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей при выполнении указанных перевозок на территории Российской Федерации.
2. Экспедитором при централизованном вывозе (завозе) грузов со станции железной дороги могут выступать любые предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на основе государственной, смешанной или частной собственности, имеющие соответствующую лицензию.
3. Право выбора экспедитора принадлежит грузоотправителям и грузополучателям.
4. При централизованном вывозе (завозе) грузов погрузочно-разгрузочные работы на станциях железной дороги выполняются силами и средствами железной дороги, а у грузоотправителей и грузополучателей - их силами и средствами.
По соглашению сторон (экспедитора с грузовладельцем) погрузочно-разгрузочные работы может выполнять экспедитор.
5. Перечень услуг и взаимоотношения экспедиторов, предприятий автомобильного и железнодорожного транспорта, грузоотправителей и грузополучателей устанавливаются договорами.
Договоры заключаются между:
- экспедитором и грузовладельцами - на выполнение централизованного вывоза (завоза) грузов со станций железных дорог и транспортно-экспедиционных услуг и операций;
- экспедитором и отделением железной дороги - на выполнение централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций и погрузочно-разгрузочных работ на этих перевозках;
- экспедитором и предприятием автомобильного транспорта - на выделение автомобильного транспорта и его использование при централизованном вывозе (завозе) грузов со станций железных дорог.
Примерные договоры приведены в приложениях N 1, 2, 3 к настоящим Правилам.
Договоры заключаются на срок не менее чем один год. При обоюдном согласии сторон срок действия договоров может быть продлен.
6. Проекты договоров разрабатываются экспедитором на основании примерных договоров с учетом местных условий работы и направляются не позднее чем за 40 дней до начала календарного года другой договаривающейся стороне, которая его подписывает, и возвращает один экземпляр договора экспедитору в десятидневный срок.
Этот срок исчисляется: при пересылке проекта договора с нарочным - с даты расписки в получении договора; при пересылке по почте - с даты календарного штемпеля почтового отделения в пункте отправления.
Если при подписании договора возникнут возражения по его условиям, то независимо от этого другая договаривающаяся сторона его подписывает, составляет протокол разногласий и направляет последний в двух экземплярах экспедитору вместе с подписанным договором.
Экспедитор, получив договор с протоколом разногласий, рассматривает его и назначает дату рассмотрения разногласий.
Если при совместном рассмотрении разногласий они не будут урегулированы, то дальнейший спор рассматривается в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
7. Ориентировочный годовой объем вывоза (завоза) грузов со станций железных дорог определяется экспедиторами и указывается в договорах.
8. Порядок информации экспедиторов о прибывших грузах, порядок и сроки раскредитования ими перевозочных документов и получения железнодорожных накладных устанавливается в договорах между отделением железной дороги и экспедитором.
9. Условия организации и планирования работы предприятий железнодорожного транспорта и экспедиторов по централизованному вывозу (завозу) грузов предусматриваются в договоре между ними.
10. Прием и выдача груза железнодорожной станцией производится в соответствии с Уставом железных дорог и Правилами перевозок грузов.
В таком же порядке экспедитором принимаются грузы от грузоотправителей и сдаются грузополучателям.
11. Порядок организации приема и выдачи грузов, последовательность и продолжительность производства расчетных, коммерческих и погрузочно-разгрузочных работ по каждому фронту грузового района и контейнерного пункта устанавливается технологическим процессом работы станции железной дороги.
12. Норма времени на передачу грузов, погрузку или разгрузку автомобилей (автопоездов) устанавливается договором (отдельным приложением к договору) на выполнение централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций и погрузочно-разгрузочные работы на этих перевозках.
13. Погрузка, размещение и крепление груза на автомобилях производится под непосредственным руководством экспедитора (или уполномоченного им лица) с учетом требований безопасности движения, сохранности груза и автомобиля.
Средства защиты груза от атмосферных осадков и крепления грузов на автомобилях предоставляются предприятием автомобильного транспорта.
14. Учет работы автотранспорта по завозу и вывозу грузов и время его нахождения под грузовыми операциями у грузоотправителей и грузополучателей и на фронтах погрузки и выгрузки грузовых районов и контейнерных пунктов станций железной дороги производится по товарно-транспортным накладным.
Товарно-транспортная накладная оформляется экспедитором на основании железнодорожной накладной.
15. Время нахождения автотранспорта под грузовыми операциями у грузоотправителей и грузополучателей указывается в товарно-транспортной накладной и заверяется подписями уполномоченных представителей грузоотправителей и грузополучателей.
Время нахождения автотранспорта под грузовыми операциями на фронтах погрузки и выгрузки грузовых районов и контейнерных пунктов станций железных дорог указывается в товарно-транспортной накладной представителем станции, производящим приемку и выдачу груза, и заверяется его подписью.
16. Станции железной дороги и экспедиторы несут взаимную ответственность:
- станции железной дороги - за сверхнормативный простой автотранспорта, поданного под загрузку (выгрузку);
- экспедиторы - за простой подъемно-транспортных машин и грузчиков из-за неподачи или несвоевременной подачи экспедитором автотранспорта к фронтам погрузки и выгрузки грузовых районов и контейнерных пунктов станции железной дороги.
Сверхнормативный простой автотранспорта определяется по товарно-транспортным накладным.
Учет простоя подъемно-транспортных машин и грузчиков производится на основании актов, составляемых подразделениями отделения железной дороги, производящими погрузочно-разгрузочные работы, и экспедитором.
Расчеты между сторонами по вопросам взаимной ответственности производятся в течение пяти дней после отчетного месяца.
17. Экспедитор несет ответственность за обеспечение сохранности груза с момента получения от грузоотправителя или станции железной дороги до момента сдачи его грузополучателю или станции железной дороги.
18. Обстоятельства, исключающие взаимную ответственность, указываются в договоре.
19. Отделения железной дороги могут предоставлять экспедитору на условиях договора помещения и средства связи, а также площадки для стоянки автомобилей и полуприцепов, загружаемых в ночное время.
20. Централизованный вывоз (завоз) грузов со станций железных дорог для грузоотправителей и грузополучателей, отправляющих и получающих грузы в разовом порядке (в небольших количествах), осуществляется по разовым заявкам в соответствии с настоящими Правилами.
Приложение N 1
к Правилам централизованного вывоза
(завоза) грузов с железнодорожных станций,
расположенных на территории Российской
Федерации, выполняемого транспортно-
экспедиционными предприятиями
Примерный договор
на выполнение централизованного вывоза (завоза)
грузов со станций железных дорог и транспортно-
экспедиционных услуг и операций
____________________________________________________________________
(полное наименование экспедиторского предприятия
___________________________________________________________________,
или организации)
именуемое в дальнейшем "Экспедитор", в лице ________________________
(должность,
___________________________________________________________________,
фамилия, имя, отчество)
действующего на основании Устава предприятия ______________________,
с одной стороны, и _________________________________________________
(полное наименование предприятия,
____________________________________________________________________
организации, учреждения и др.)
в дальнейшем именуемый "Заказчик", с другой стороны, в лице ________
____________________________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество)
действующего на основании Устава предприятия _______________________
заключили настоящий договор о нижеследующем:
I. Предмет договора
1. "Экспедитор" принимает на себя выполнение централизованных перевозок с осуществлением транспортно-экспедиционного обслуживания при вывозе (завозе) грузов "Заказчика" на станцию ___________________________
(наименование
______________________________ железной дороги.
железной дороги)
2. Годовой объем вывоза (завоза) грузов составляет ________ тыс.тонн и _________ тыс.ткм с распределением по кварталам согласно приложению N 1 к настоящему Договору.
В соответствии с годовым договором и в пределах квартального объема "Экспедитор" по согласованию с "Заказчиком" за 10 дней до начала квартала утверждает месячные объемы и определяет декадные задания на вывоз (завоз) грузов на первый месяц квартала согласно приложению N 2 к настоящему договору.
Декадные задания на второй и третий месяцы квартала устанавливаются в таком же порядке за 10 дней до начала соответствующего месяца.
Среднесуточный объем вывоза (завоза) грузов, в том числе в контейнерах, определяется "Заказчиком" по согласованию с "Экспедитором" в размере ________% декадного объема с отклонением в ту или другую сторону в пределах 10%.
Централизованному вывозу и завозу подлежат все грузы "Заказчика" за исключением___________________________________________________________________________________________________________
3. В случаях поступления грузов в адрес "Заказчика" в количестве, превышающем среднесуточный объем, "Экспедитор" совместно с"Заказчиком" принимает дополнительные меры к вывозу всего количества грузов, прибывшего в адрес "Заказчика", в пределах сроков бесплатного хранения.
4. Сумма договора определяется, исходя из общего объема перевозок и связанных с ним транспортно-экспедиционных операций и услуг, в размере __________ тыс.руб.
Указанная сумма в договоре может быть изменена по соглашению сторон.
II. Условия выполнения перевозок и транспортно-
экспедиционного обслуживания
5. "Экспедитор" обязуется выполнять следующие транспортно-экспедиционные услуги:
а) по отправлению грузов:
- представлять станции железной дороги месячную и декадную заявки на отправление грузов от имени "Заказчика" в счет установленного для него плана перевозок;
- получать от станции железной дороги разрешения (визы) на завоз грузов согласно установленному расписанию приема грузов;
- информировать "Заказчика" о получении разрешения (визы) на отправление грузов;
- принимать грузы от "Заказчика";
- сопровождать и охранять грузы при перевозке автомобильным транспортом;
- сдавать грузы станции железной дороги;
- оплачивать стоимость перевозок и дополнительных сборов железной дороге;
- получать от станции железной дороги документы, подтверждающие прием грузов к перевозке и ее оплату;
- доставлять "Заказчику" квитанции на сданные к отправлению грузы и другие документы.
б) по прибытию грузов: