Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

ПРИКАЗ

от 15 января 1998 года N 10

     

Об утверждении санитарных правил
в лесах Российской Федерации

(с изменениями на 24 декабря 1998 года)
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа МПР России от 27 декабря 2005 года N 350
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 24 декабря 1998 года N 214 (Российская газета, N 17, 29.01.99).

____________________________________________________________________


В целях развития основных положений Лесного кодекса Российской Федерации, усовершенствования организации работ по защите лесов, регламентации выполнения санитарных требований при ведении лесного хозяйства, а также при производстве работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила в лесах Российской Федерации, согласованные с Министерством обороны Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

2. Руководителям органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации принять к руководству и обеспечить соблюдение требований настоящих Санитарных правил.

3. Считать утратившими силу приказ Комитета по лесу Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от 18.05.92 N 90 "Об утверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 14.09.92 N 58, и приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 20.01.95 N 11 "О внесении изменений в Санитарные правила в лесах Российской Федерации", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.95 N 788.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление охраны и защиты леса (Сергеенко В.Н.).

Руководитель
Федеральной службы
В.А.Шубин

СОГЛАСОВАНО
Д.И.Одинцов
В.Н.Сергеенко
Ю.П.Шуваев
А.В.Фишер



Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
27 января 1998 года.
Регистрационный N 1458

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
лесного хозяйства России
от 15.01.98 N 10

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
в лесах Российской Федерации

(с изменениями на 24 декабря 1998 года)

     

I. Общие положения

1. Настоящие Санитарные правила в лесах Российской Федерации (далее - Санитарные правила) устанавливают цели и виды санитарно-оздоровительных мероприятий и санитарные требования, обеспечивающие сохранение биологической устойчивости лесных насаждений при ведении лесного хозяйства и лесопользовании в лесах Российской Федерации, а также при производстве работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием.

2. Настоящие Санитарные правила обязательны к исполнению всеми юридическими лицами и физическими лицами.

3. Все виды лесопользования, лесовосстановления должны осуществляться в соответствии с принципами устойчивого развития лесов и сохранения биологического разнообразия, согласовываться со специалистами лесозащиты и предусматривать необходимые меры по предотвращению возможного ущерба, которые составляют неотъемлемую часть договора аренды участка лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд), договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета и лесного билета. Ущерб, нанесенный лесному фонду из-за нарушения требований настоящих Санитарных правил, должен быть возмещен в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации могут разрабатывать на основе настоящих Санитарных правил региональные Санитарные правила, которые подлежат согласованию с территориальными органами охраны окружающей среды и утверждаются федеральным органом управления лесным хозяйством.

5. Лесозащитные мероприятия осуществляются в соответствии с настоящими Санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами по лесозащите, утвержденными федеральным и территориальными органами управления лесным хозяйством.

6. Настоящие Санитарные правила разработаны в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.


II. Цели, виды санитарно-оздоровительных
мероприятий и общий порядок их назначения

7. Санитарно-оздоровительные мероприятия составляют комплекс мер, направленных на ограничение распространения вредителей и болезней леса, локализацию их очагов, а также на предотвращение экономического ущерба лесному хозяйству, вызываемого развитием вредителей, болезней леса и другими негативными факторами естественного и антропогенного происхождения.

8. Юридические лица и граждане, осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводить следующие санитарно-оздоровительные мероприятия:

выборочные санитарные рубки, включающие выборку из древостоя усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями, поврежденных деревьев;

сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений;

очистку леса от захламленности;

другие необходимые меры защиты растущего леса и находящихся в лесу заготовленных лесоматериалов.

9. Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их группы, категории защитности насаждений, их транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности назначения мероприятий.

10. Санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в насаждениях, поврежденных в масштабах, угрожающих целостности и устойчивости насаждений, нарушению их целевых функций.

11. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности. В лесах особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются в соответствии с установленным режимом пользования для данных ООПТ.

12. Санитарно-оздоровительные мероприятия планируют по видам и объемам работ раздельно, при этом выборочные санитарные рубки учитывают отдельной строкой в общем объеме промежуточного пользования, а сплошные санитарные рубки - также отдельно в объеме прочих рубок. При планировании объемов санитарно - оздоровительных мероприятий указывают площадь по видам мероприятий и количество вырубаемой древесины с 1 га и со всей площади.

13. Виды и объемы санитарно-оздоровительных мероприятий, назначенные лесоустройством, или при проведении специальных лесопатологических обследований, являются основанием для планирования этих работ органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации. Санитарно-оздоровительные мероприятия в насаждениях, требующих по своему санитарному состоянию и лесопатологической обстановке проведения этих работ, но не назначенные лесоустройством, планируются на основании текущих, детальных лесопатологических обследований, результатов лесопатологического мониторинга.

14. Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны (далее - лесхозы), а также администрации ООПТ с привлечением специалистов лесозащиты на основании проведения текущих, детальных лесопатологических обследований, лесопатологического мониторинга составляют планы-корректировки санитарно-оздоровительных мероприятий (Приложение 1), включая в них участки, требующие санитарно-оздоровительных мероприятий. Планы-корректировки составляются ежеквартально и корректируются при необходимости с учетом изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов. Указанные планы составляют с учетом возможных негативных последствий для окружающей среды и предусматривают в них меры по охране редких, исчезающих видов животных и растений, уникальных природных сообществ. Планы-корректировки утверждает орган управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации.

15. Распределение объемов санитарно-оздоровительных мероприятий по кварталам года проводится с учетом степени и времени повреждения насаждений, биологии древесной породы, вредных насекомых и возбудителей инфекционных болезней. При назначении санитарных рубок выписывается лесорубочный билет.

16. В районах, где в результате стихийных бедствий, лесных пожаров, химического и радиоактивного загрязнения и пр. произошло повреждение лесов на значительной площади, а также при возникновении очагов вредителей и болезней леса планы всех видов рубок леса корректируются с целью первоочередной разработки поврежденных древостоев.

17. Отвод лесосек под санитарные рубки в очагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог проводится не более чем за три месяца, а в остальных случаях не более чем за полгода до их проведения. Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май - август) при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и бурелома. Отвод лесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляется не более чем за один месяц до начала рубки.

18. При всех видах санитарных рубок должна быть обеспечена очистка лесосек от порубочных остатков и своевременная вывозка древесины из леса либо ее немедленная защита согласно нормативным документам по защите заготовленной древесины и лесоматериалов от заселения вредителями и поражения болезнями.

III. Выборочные санитарные рубки

19. Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличием ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев. Величина естественного текущего отпада определяется по таблицам хода роста, принятым для лесоустроительных работ на территории региона.

20. Выборочные санитарные рубки планируются при лесоустройстве, на основании лесопатологических обследований или по результатам лесопатологического мониторинга.

21. Сроки проведения выборочных санитарных рубок определяются в соответствии с рекомендациями по отбору деревьев в санитарную рубку (Приложение 2) и указываются в лесорубочном билете.

22. Выборочные санитарные рубки не должны приводить к развитию процессов ослабления насаждений и нарушению целевых функций лесов.

23. После выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять после проведения рубки функции, соответствующие их категориям защитности.

24. В насаждениях, для которых в естественных условиях характерно низкополнотное произрастание древостоев, снижение полноты при выборочных санитарных рубках не лимитируется.

25. Конкретные значения нижнего порога полноты устанавливаются региональными санитарными правилами с учетом природных особенностей региона, породного состава насаждений, защитных функций и целевого назначения лесов.

26. В лесах III группы, подлежащих рубке главного пользования в ближайшие 5 лет, выборочные санитарные рубки не проводятся. В случае угрозы гибели насаждений (общий отпад составляет 30% и более по запасу) они назначаются в первоочередную рубку главного пользования.

27. Назначение выборочной санитарной рубки осуществляется главным лесничим лесхоза по согласованию со специалистом лесозащиты, на основании данных лесоустройства, лесопатологического обследования или результатов лесопатологического мониторинга.

28. В заказниках, памятниках природы, природных и национальных парках, особо ценных лесных массивах выборочные санитарные рубки назначаются в исключительных случаях при возникновении очагов опасных видов вредителей и болезней, при наличии повышенного текущего патологического отпада, если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ. Проведение выборочных санитарных рубок в лесах ООПТ допускается только при условии сохранения популяций редких и исчезающих видов и иных объектов охраны, находящихся в пределах ООПТ.

29. Проведение выборочных санитарных рубок в указанных категориях защитности и особо защитных участках согласовывается с территориальными органами охраны окружающей природной среды.

30. Отвод лесосек под выборочные санитарные рубки в натуре осуществляется в границах выдела или его части, требующей санитарной рубки. Рубка деревьев без предварительного клеймения запрещается.

31. Отбор в рубку и клеймение деревьев производится под непосредственным руководством лесничего или его помощника и мастера леса. При отборе деревьев в выборочную санитарную рубку оценка состояния деревьев проводится с учетом комплекса признаков их повреждения вредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами. При этом оставляют деревья с дуплами, редкими декоративными свойствами кроны и ствола, даже если они имеют признаки патологии, но не представляют опасности как источник распространения стволовых вредителей или инфекционных болезней.

32. Выборку деревьев следует осуществлять до массового их заселения стволовыми вредителями и поражения инфекционными болезнями.

IV. Сплошные санитарные рубки

33. Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой на площади 0,1 га и более.

34. Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, и назначаются независимо от возраста насаждений в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут оздоровить насаждения или приводят к снижению их полноты ниже допустимой, при которой возможно обеспечить сохранение жизнеспособности насаждений и выполнение ими их целевых функций. При этом учитывается величина текущего и общего отпада, степень пораженности стволовыми вредителями и болезнями, а также прогноз изменения состояния насаждения и численности стволовых вредителей в ближайшие годы.

35. Сплошные санитарные рубки в лесах всех групп разрешаются органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации, за исключением тех случаев, когда в результате стихийного бедствия их площадь в лесхозе за календарный год превышает 1000 га. В этих случаях разрешение выдается федеральным органом управления лесным хозяйством на основании материалов по всей площади сплошных санитарных рубок в данном лесхозе за год.

36. Намеченные в сплошную санитарную рубку насаждения должны быть предварительно обследованы специальной комиссией, назначаемой приказом лесхоза. В состав комиссии включаются: главный лесничий (заместитель руководителя) лесхоза, лесничий, специалист по лесозащите, а при необходимости и другие специалисты.

37. Комиссия проверяет на месте целесообразность назначения сплошной санитарной рубки и обследует насаждения, если нет материалов лесопатологического обследования.

38. При обследовании поврежденных или расстроенных насаждений для характеристики их состояния в каждом выделе (а при проверке качества лесопатологического обследования - не более 1/3 числа выделов) закладывают пробные площади, на которых производят перечет деревьев по категориям состояния (Приложение 3).

39. Общая площадь проб должна составлять при величине обследуемого участка до 100 га не менее 2% от его площади; свыше 100 га - не менее 0,5%. На пробных площадях для каждого участка должно быть учтено не менее 100 деревьев.

40. В случаях, если общая площадь подлежащего сплошной санитарной рубке участка превышает 100 га, допустима закладка пробных площадей в наиболее характерных выделах на маршрутных ходах (не менее 3 ходов на каждые 100 га) и глазомерная лесопатологическая таксация насаждений в выделах, где пробы не закладываются.

41. Для получения разрешения на сплошные санитарные рубки лесхоз или лесопользователь обязан представить в орган управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации следующие документы:

акт проверки или обследования комиссией намечаемых к сплошной санитарной рубке насаждений;

сводную ведомость пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки (Приложение 4);

сводную ведомость расстроенных и погибших насаждений (Приложение 5);

выкопировку из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и их площадей, расположения пробных площадей.

42. В акте проверки или обследования комиссией намеченных в сплошную санитарную рубку насаждений должны быть указаны: группа лесов, категория защитности, таксационная характеристика насаждений, причины их расстройства, обоснование необходимости сплошной санитарной рубки, сроки рубки, ее технология, рекомендуемые меры по обеспечению последующего лесовосстановления и мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений. Акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а материалы, прилагаемые к нему, - руководителем организации, осуществляющей ведение лесного хозяйства, и специалистом службы лесозащиты.

43. Сплошные санитарные рубки могут быть назначены при проведении лесоустройства и экспедиционных лесопатологических обследований на основании дешифрирования материалов дистанционных съемок, выполненных по технологиям, утвержденным федеральным органом управления лесным хозяйством. В этих случаях участки леса, намеченные под сплошные санитарные рубки, не требуют обязательной проверки и обследования комиссией, а состав документов, представляемых для получения разрешения на сплошные санитарные рубки, может быть изменен в соответствии с утвержденной технологией.

44. Орган управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации, выдающий разрешение на сплошные санитарные рубки, обязан контролировать правильность и обоснованность их назначения, организуя в необходимых случаях проверку.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»