В последние годы в связи с проводимой в стране военной реформой и сокращением численности Вооруженных Сил Российской Федерации с военной службы досрочно увольняется значительное число офицеров, прапорщиков и мичманов, многие из которых находятся в трудоспособном возрасте и не выслужили установленных сроков, дающих право на пенсионное обеспечение.
Вместе с тем ситуация на рынке труда складывается для этой категории населения неблагоприятно. Это связано прежде всего с ограниченным спросом на профессионально не подготовленную для работы в условиях рыночной экономики рабочую силу из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее именуются - военнослужащие, подлежащие увольнению или уволенные в запас), многие из которых к тому же практически утратили навыки по тем гражданским специальностям, которые они получили после окончания военных образовательных учреждений.
Усугубляет проблему и конкуренция на рынке рабочей силы, возрастающая в связи с увеличивающимся ростом численности трудоспособного населения за счет квалифицированных работников, высвобождаемых с предприятий и из организаций, а также мигрантов и иностранной рабочей силы.
В итоге высокообразованные, трудоспособные люди, способные внести вклад в повышение эффективности российской экономики, вынуждены пополнять ряды безработных граждан.
В сложившихся условиях указанная проблема требует особого внимания со стороны государства в части разработки и реализации комплекса мер по всей цепочке, начиная с профессиональной ориентации и профессиональной переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению или уволенных в запас, и заканчивая их трудоустройством, созданием дополнительных рабочих мест. Назрела необходимость создания системы государственного содействия лицам, увольняемым с военной службы, в их социальной адаптации, объединения ее в комплекс государственных мероприятий на федеральном и региональном уровнях, которые обеспечили бы целевое нормативное регулирование процессов, а также исключили параллелизм в деятельности министерств и ведомств, распыление бюджетных и внебюджетных средств, расходуемых на эти цели.