Высшая квалификационная категория
Врач - детский эндокринолог, работающий в детском учреждении или подростковом кабинете и претендующий на присвоение ему высшей квалификационной категории, должен владеть знаниями и умениями по следующим разделам:
1. Социальная гигиена и организация здравоохранения:
- законодательство о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; правовые вопросы;
- организация эндокринологической службы взрослому и детскому населению в стране на районном, областном (краевом) и республиканском уровнях: перспективы ее развития; организация работы скорой и неотложной помощи детскому и подростковому населению; организация эндокринологической помощи в военно-полевых условиях и в условиях массового поражения;
- организация работы лечебно-профилактических учреждений в районе (области, городе), взаимодействие в работе отдельных служб (отделений, кабинетов, лабораторий); принципы НОТ в работе; организация ежегодной диспансеризации-населения;
- взаимодействие в работе "врачебный участок - поликлиника стационар"; отчетно-учетная документация в деятельности эндокринологических отделений стационара и поликлиники; статистические методы оценки показателей этой деятельности; экономические аспекты деятельности эндокринологического отделения, диспансера;
- структура и оснащение эндокринологических отделений стационара и поликлиники, их профилирование, планировка в оборудовании; оборудование отделений (палат) интенсивной терапии и реанимации, других отделений (кабинетов), обеспечивающих комплексное лечение больниц;
- права и функциональные обязанности эндокринолога, работающего в детском учреждении или подростковом кабинете (заведующий/ая эндокринологическим отделением) в стационаре, диспансере, поликлинике;
- организация, формы и методы пропаганды медицинских и гигиенических знаний;
- оценка показателей работы отделения (кабинета) по основным нозологическим формам; анализ осложнений, их причин; статистическая обработка полученных данных, в том числе с использованием современной вычислительной техники; разработка мер профилактики; составление отчета о работе отделения (кабинета);
- составление текущего и перспективного плана работы отделения (кабинета); структура и график личной работы и подчиненного персонала.
3. По специальности:
- эпидемиология эндокринных болезней у детей и подростков;
- строение, физиология и патофизиология желез внутренней секреции, их взаимосвязь с другими органами и системами организма;
- роль генетических факторов (в системе HLA) в развитии эндокринных заболеваний;
- клиника, диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков, включая редкие формы и краевую патологию;
- общие и функциональные методы исследования в эндокринологии, инструментальные и специальные методы диагностики, показания и противопоказания к их применению (малые и большие пробы с дексаметазоном, проба с церукалом, с тиролиберином, проба с L-ДОФА, клофелином, инсулином, проба с ТТГ, с люлиберином и стандартный глюкозотолерантный тест, проба с хорионическим гонадотропином, с гистамином, проба с сухоедением, с голоданием, оценка уровня гормонов в крови и их метаболитов в моче, оценка данных рентгенограммы черепа и кистей рук, сканирования желез внутренней секреции, ультразвукового исследования, компьютерной томографии, магнитно-резонансной (МР-) томографии эндокринных желез, ЭЭГ и ЭхоЭГ, определение полового хроматина, сахара в крови и моче, реовазография, пункционная биопсия щитовидной железы, хромосомный анализ);
- фармакотерапия эндокринных болезней детского и подросткового возраста; выбор оптимального сочетания лекарственных средств, возрастные дозировки; механизм действия основных групп лекарственных средств; осложнения, вызванные применением лекарств;
- показания и противопоказания к применению физиотерапии, лечебной физкультуры, диетотерапии, климатических и курортных факторов;
- особенности течения эндокринных заболеваний в раннем детском возрасте, у новорожденных, особенности лечения в этих возрастных группах;
- осуществление профилактики осложнений; интенсивное наблюдение за больным с использованием мониторной техники;
- оценка прогноза заболевания, определение длительности и характера нетрудоспособности, оформление документов на инвалидность;
- диспансеризация эндокринологических больных детского в подросткового возраста;
- обучение больных и их родителей методам самоконтроля;
- чтение лекций среди населения по санитарно-гигиенической тематике, по профилактике эндокринных болезней.
3. В смежных областях:
- принципы оказания скорой и неотложной помощи детям и подросткам при острых и неотложных состояниях, включая травму:
- этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение острых инфекционных заболеваний: СПИД у детей и подростков;