ЗАКОН
О выборах народных депутатов местных советов
народных депутатов Российской Федерации*
(с изменениями на 3 июля 1992 года)
_____________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 1995 года на основании
Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ
_____________________________________________________
_____________________________________________________________________
Настоящий Закон с 25 декабря 1993 года признан недействующим и не подлежит применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3199-1.
_____________________________________________________________________
____________________
* В названиях Закона и статьях слово "РСФСР" заменено словами "Российская федерация" - Закон Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3199-1.
Настоящим Законом определятся порядок назначения, подготовки и проведения выборов народных депутатов местных Советов народных депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов.
Выборы народных депутатов местных Советов народных депутатов Российской Федерации проводятся по одномандатным и многомандатным избирательным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Действие настоящего Закона распространяется на порядок назначения, подготовлением проведения выборов народных депутатов краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов.
(В редакции Закона Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3199-1).
Выборы народных депутатов местных Советов народных депутатов являются всеобщими: право избирать и быть избранными имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.
В выборах не участвуют душевнобольные граждане, признанные судом недееспособными, и лица отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда.
(В редакции Закона Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3199-1).
Выборы народных депутатов местных Советов народных депутатов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Женщины и мужчины имеют равные избирательные права.
Военнослужащие пользуются избирательными правами наравне со всеми гражданами.
Выборы народных депутатов местных Советов народных депутатов являются прямыми, народные депутаты избираются гражданами непосредственно.
Голосование на выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Граждане других союзных республик на территории Российской Федерации пользуются правом избирать и быть избранными народными депутатами местных Советов народных депутатов наравне с гражданами Российской Федерации.
Проведение выборов народных депутатов местных Советов народных депутатов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Подготовка и проведение выборов народных депутатов местных Советов народных депутатов осуществляются избирательными комиссиями, трудовыми коллективами и общественными организациями открыто и гласно.
Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий и списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов в народные депутаты, биографические данные о зарегистрированных кандидатах, результаты голосования по каждому кандидату и итоги выборов.
На заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, пломбировании или опечатывании избирательных ящиков перед началом голосования, подсчете голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по округу, проведении общих итогов выборов, а также на всех других собраниях и заседаниях, связанных с выборами, вправе присутствовать представители трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Предварительное уведомление избирательных комиссий о намерении указанных представителей присутствовать в день выборов в помещениях для голосования либо на заседаниях избирательных комиссий не требуется. Вмешательство указанных представителей в работу комиссий не допускается.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов народных депутатов местных Советов.
Избирательные комиссии, государственные и общественные органы, трудовые коллективы предоставляют средствам массовой информации материалы, связанные с подготовкой и проведением выборов.
(В редакции Закона Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3199-1).
Граждане Российской Федерации принимают участие в подготовке и проведении выборов народных депутатов местных Советов народных депутатов как через трудовые коллективы, общественные организации, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, так и непосредственно.
Трудовые коллективы и общественные организации участвуют в подготовке и проведении выборов народных депутатов местных Советов как через своих представителей в избирательных комиссиях, так и непосредственно.
Право выдвижения кандидатов в народные депутаты местных Советов народных депутатов принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Избиратели дают наказы своим депутатам.
Порядок внесения, обобщения, рассмотрения и организации выполнения наказов устанавливается законами Российской Федерации.
Главы краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа, местной администрации, их заместители, а также лица, возглавляющие отделы, управления, иные структурные подразделения этих органов, их заместители не могут быть депутатами соответствующего Совета.
Судьи не могут быть депутатами Совета, которым они избираются.
Не могут быть депутатами Президент Российской Федерации и вице-президент Российской Федерации, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
(В редакции Закона Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3199-1).
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов местных Советов народных депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.
Предприятия, учреждения, организации, государственные и общественные органы на период подготовки и проведения выборов предоставляют безвозмездно в распоряжение избирательных комиссий помещения, необходимое оборудование и транспортные средства.
Финансирование или материальная поддержка кандидатов в депутаты предприятиями, учреждениями, организациями, государственными и общественными органами, отдельными гражданами не допускается.
Кандидаты в народные депутаты местных Советов, их доверенные лица и избиратели не несут расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов.
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным народным депутатом местного Совета народных депутатов, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных и общественных органов, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут установленную законом ответственность. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидате в депутаты.
При нарушении кандидатом в депутаты настоящего Закона он предупреждается избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, а при повторном нарушении краевая, областная, автономной области, окружная (автономного округа), районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская избирательная комиссия может отменить решение о регистрации этого кандидата в депутаты, о чем доводится до сведения населения избирательного округа.
Заявления о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательные комиссии, государственные и общественные органы в период подготовки к выборам или после выборов, должны рассматриваться в пятидневный срок, а поступившие накануне или в день выборов - немедленно.
Выборы народных депутатов всех местных Советов народных депутатов проводятся одновременно и назначаются Верховным Советом Российской Федерации не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий народных депутатов местных Советов.
Сообщение о дне выборов публикуется в печати.
В Советы народных депутатов избирается:
в краевой, областной Совет народных депутатов - до 300 депутатов;
в Московский городской Совет народных депутатов - до 500 депутатов;
в Московский областной Совет народных депутатов - до 400 депутатов;
в Санкт-Петербургских городской Совет народных депутатов - до 400 депутатов;
в Совет народных депутатов автономной области - до 150 депутатов;
В Совет народных депутатов автономного округа - до 150 депутатов;
в районный Совет народных депутатов - до 75 депутатов;
в городской Совет народных депутатов городов краевого, областного, окружного подчинения - до 200 депутатов;
в городской Совет народных депутатов городов районного подчинения - до 50 депутатов;
в районный в городе Совет народных депутатов - до 100 депутатов;
в районные в городах Москве и Санкт-Петербурге Советы народных депутатов - до 200 депутатов;
в поселковый, сельский Совет народных депутатов - до 50 депутатов.
В пределах норм, установленных настоящей статьей, по предложениям соответствующих Советов число избирательных округов для выборов определяется:
в краевой, областной, автономной области Совет народных депутатов - Верховным Советом Российской Федерации или его Президиумом;
в Совет народных депутатов автономного округа, районный, городской, районный в городе, поселковый, сельский Совет вышестоящим Советом.
Избирательные округа образуются соответствующими избирательными комиссиями по представлению Советов с учетом административно-территориального деления и иных особенностей территории при соблюдении в основном равно численности избирателей в расчете на один депутатский мандат.
Выборы народных депутатов краевых, областных, автономных областей, автономных округов, городских (городов, имеющих районное деление), районных Советов проводятся по одномандатным избирательным округам.
Выборы народных депутатов городских (городов, не имеющих районного деления), районных в городах, поселковых и сельских Советов проводятся как по многомандатным, так и по одномандатным избирательным округам по решению соответствующих Советов.
Выборы в поселковые и сельские Советы, в которые избирается не более 25 депутатов, по решению соответствующего поселкового и сельского Совета могут проводиться по общему списку кандидатов в депутаты. В этом случае территория Совета является многомандатным избирательным округом.
Многомандатные избирательные округа образуются в границах отдельных или расположенных в непосредственной близости населенных пунктов, микрорайонов, кварталов, улиц и других составных частей населенных пунктов.