2.1.1. Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета. Например, операции по покупке материалов взаимоувязывают показатели, отражаемые на счете учета купленных ценностей (дебет счета 10 "Материалы") и счетах учета расчетов или денежных средств, уплаченных поставщику (кредит счета 51 "Расчетный счет", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и др.), по начислению суммы по оплате труда взаимоувязывают показатели, отражаемые на счетах учета затрат на производство продукции (работ, услуг) (дебет счета 20 "Основное производство" и др.) и счетах учета расчетов по оплате труда работников предприятия (кредит счета 70 "Расчеты по оплате труда") и т.д.
2.1.2. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более трехсот в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.
Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий может составить рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета на основных главных счетах и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
В связи с этим малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации следующий План счетов бухгалтерского учета:
+-----------------------------------------------------------+
¦ Раздел ¦ Наименование ¦ Номер¦ Вид ¦
¦ ¦ счета ¦ счета¦ деятельности, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ где ¦
¦ ¦ ¦ ¦ преимущественно¦
¦ ¦ ¦ ¦ применяется ¦
¦ ¦ ¦ ¦ счет ¦
+-----------------+-----------------+------+----------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----------------------------------------------------------+
Основные Основные 01 Все виды
средства и средства деятельности
долгосрочные
вложения
Износ основных 02 То же
средств
Капитальные 08 -"-
вложения
Производственные Материалы 10 -"-
запасы
Налог на 19 -"-
добавленную
стоимость по
приобретенным
ценностям
Затраты на Основное 20 -"-
производство производство
Готовая Товары 41 -"-
продукция,
товары и Реализация 46 -"-
реализация
Денежные Касса 50 -"-
средства
Расчетный счет 51 -"-
Валютный счет 52 -"-
Специальные 55 -"-
счета в банках
Финансовые 58 -"-
вложения
Расчеты Расчеты с 60 -"-
поставщиками и
подрядчиками
Расчеты с 68 -"-
бюджетом
Расчеты по 69 -"-
страхованию
Расчеты по 70 -"-
оплате труда
Расчеты с 76 -"-
разными
дебиторами и
кредиторами
Финансовые Прибыли и убытки 80 -"-
результаты и
использование
прибыли
Капитал и Уставный капитал 85 -"-
резервы
Фонды 88 -"-
специального
назначения
Кредиты банков Кредиты и 90 -"-
и финансирование другие заемные
средства
2.2. Порядок применения рабочего Плана счетов
бухгалтерского учета
2.2.1. Малое предприятие, применяя рабочий план счетов, организует учет хозяйственных операций, отдельных видов имущества и обязательств на установленных в нем счетах бухгалтерского учета согласно группировке их в типовом Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению с учетом указаний, приведенных в пункте 2.2.
2.2.2. Учет основных средств ведется на счете 01 "Основные средства". Износ основных средств учитывается на счете 02 "Износ основных средств".
Износ (амортизационные отчисления на полное восстановление) по объектам основных средств отражается в учете в суммах, определяемых по расчету согласно применяемым нормам амортизации (утвержденным в установленном порядке или с применением механизма ускоренной амортизации основных производственных средств), от первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.
Наряду с этим малые предприятия могут списывать дополнительно в форме амортизационных отчислений до 50 процентов первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет.
При начислении амортизационных отчислений следует иметь в виду, что изменение их месячных сумм в результате движения основных средств производится в следующем месяце после отражения в учете их прихода или выбытия.
При выбытии основных средств (списании, продаже и т. п.) их балансовая стоимость списывается со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 02 "Износ основных средств". Неамортизированная часть основных средств, а также расходы, связанные с их выбытием, списываются в дебет счета 80 "Прибыли и убытки". При безвозмездной передаче основных средств выявленный финансовый результат относится на собственные источники малого предприятия.
На счете 01 "Основные средства" обособленно рекомендуется учитывать и нематериальные активы, находящиеся у малого предприятия в собственности. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 "Износ основных средств".
2.2.3. При осуществлении капитальных вложений расходы по строительству или приобретению отдельных объектов основных средств согласно счетам поставщиков и подрядчиков отражаются по дебету счета 08 "Капитальные вложения" с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или кредита счетов учета денежных средств (51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и др.), или кредита счета 90 "Кредиты и другие заемные средства" в случае, когда средства предоставленного кредита направляются банком на оплату счетов поставщиков и подрядчиков.
Затраты по приобретенным и принятым в эксплуатацию объектам основных средств, учтенные на счете 08 "Капитальные вложения", в размере расходов на их приобретение или создание списываются со счета 08 "Капитальные вложения" в дебет счета 01 "Основные средства".
2.2.4. Производственные запасы, отражаемые согласно типовому Плану счетов на счетах 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов", учитываются на счете 10 "Материалы". В этом случае малое предприятие учитывает малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) как материалы и может списывать их стоимость на затраты по производству продукции (работ, услуг) в полном размере на дату их передачи в эксплуатацию.
Учет материалов рекомендуется вести малому предприятию по методу средневзвешенной (средней) себестоимости, по которой каждая единица (вид, группа) материалов, списанная на производство или оставшаяся на остатке, оценивается по стоимости, определяемой как частное от деления общей их стоимости (с учетом остатка на начало учетного периода) на их количество.
В целях обеспечения сохранности МБП, переданных в эксплуатацию, на малом предприятии должен осуществляться оперативный учет и контроль за их движением. В случае возврата МБП из эксплуатации на склад и оприходования по остаточной стоимости (цене возможного использования) делается запись по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 20 "Основное производство".
Налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям учитывается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" применительно к порядку, установленному для учета материалов. При этом отдельно ведется учет движения НДС по материалам и основным средствам (нематериальным активам).
2.2.5. Операции по учету затрат, связанных с производством, отражаемые на счетах 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 30 "Некапитальные работы", 44 "Издержки обращения", отражаются на счете 20 "Основное производство".
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется малым предприятием в разрезе видов затрат (расходы на оплату труда, материалы, амортизация и др.) по объектам учета, которыми могут быть затраты в целом по предприятию, по видам продукции (работам, услугам), местам производства продукции (работ, услуг), лицам, ответственным за производство, и т.п. Наряду с этим малое предприятие может вести учет затрат по объектам учета в разрезе прямых затрат и косвенных (накладных) расходов. В данном случае малое предприятие, имеющее значительное количество объектов учета (видов продукции, субъектов производства и т.п.), и недлительный цикл производственного процесса, при учете общехозяйственных (накладных) расходов обособленно от прямых расходов может списывать их ежемесячно полностью на затраты реализованной продукции (работ, услуг).
Затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств в случае их проведения собственными силами включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям (материалы, заработная плата и др.), а в случае проведения работ подрядным способом - по статье общехозяйственных (накладных) расходов.
2.2.6. Учет готовой продукции (счет 40 "Готовая продукция") и товаров (счет 41 "Товары") ведется на счете 41 "Товары".
Учет товаров, приобретаемых малым предприятием для продажи, рекомендуется оценивать при постановке на учет по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной (средней) себестоимости.
2.2.7. Учет реализации продукции (работ, услуг) и другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям, учитываемых согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 45 "Товары отгруженные", 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", осуществляются на счете 46 "Реализация".
При использовании малым предприятием кассового метода учета доходов и расходов по дебету счета 46 "Реализация" обособленно отражается до момента поступления денежных средств (или имущества) фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг). При поступлении денежных средств дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 46 "Реализация", а в случае выполнения обязательств иным способом (товарообменные операции, зачет взаимной задолженности и т. п.) - дебетуется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетом 46 "Реализация".
2.2.8. Учет дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляемый на счетах 61 "Расчеты по авансам выданным", 63 "Расчеты по претензиям", 64 "Расчеты по авансам полученным", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 77 "Расчеты с государственным и муниципальным органом", 78 "Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты", рекомендуется вести на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". На данном счете расчеты приводятся в развернутом виде: по дебету возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту - возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.