Недействующий

О Федеральной программе развития экспорта (с изменениями на 24 августа 2002 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2003 N 528)

V. Основные параметры и этапы реализации программы

Программа направлена на формирование новой, более эффективной модели участия Российской Федерации в международном разделении труда.

Динамические показатели развития экспорта в предстоящие 10 лет должны обеспечивать некоторое опережение развития экспорта в сравнении с товарооборотом страны в целом, а также опережение развития экспорта по сравнению с темпами роста произведенного национального дохода и валового внутреннего продукта.

Этапы развития экспорта связаны с объективной логикой и динамикой экономических преобразований и предполагают учет факторов инерции в развитии экспортного потенциала и экспорта России.

На первом этапе (1996-1997 годы) необходимо:

продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы внешней экономической деятельности, а также валютной, налоговой и тарифной политики, поощряющей экспорт и эффективные формы торгово-экономического сотрудничества;'

завершить формирование институциональных и организационных основ государственной службы содействия экспорту, предоставляющей оперативную и качественную помощь экспортерам;

создать систему внешнеторговой информации, опирающуюся на сеть информационно-консультационных служб;

сформировать механизмы государственной поддержки кредитования оборотных средств предприятий-экспортеров, гарантирования и страхования экспорта, кредитования эффективных, ориентированных на экспорт проектов, в том числе на базе продукции конверсионных производств, изготовленной с использованием опережающих технических идей и решений;

увеличить финансовую базу уполномоченного специализированного банка, через который будут осуществляться программы экспортного гарантирования и кредитования;

решить вопросы более эффективного транспортного обеспечения экспортных поставок;

осуществить ряд мер организационного характера по упорядочению экспортной деятельности, расширению взаимодействия органов власти всех уровней с объединениями экспортеров, созданию при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления специализированных подразделений развития экспорта, налаживанию межведомственной координации в вопросах выработки экспортной политики и практической помощи экспортерам;

повысить роль загранучреждений Российской Федерации, прежде всего торговых представительств, в работе по продвижению российского экспорта;

повысить эффективность российской дипломатии во внешнеэкономической сфере, в том числе путем расширения участия страны в международных экономических организациях с уделением особого внимания тактике взаимоотношений с Всемирной торговой организацией и Европейским союзом, сотрудничеству с представительными организациями Азиатско-Тихоокеанского региона и объединениями нефтеэкспортеров;

увеличить финансирование научно-исследовательских работ по комплексному изучению экспортного потенциала России, выявлению приоритетных отраслей и проектов с учетом внутренних возможностей и мировой конъюнктуры.

В результате на первом этапе реализации Программы должны быть обеспечены устойчивые объемы экспорта на уровне 70-75 млрд.долларов США за счет оптимального использования наличной ресурсной базы и конъюнктуры на внешних рынках, постепенного восстановления традиционного машинотехнического экспорта в рамках технического содействия и развития производственной кооперации. Товарная структура экспорта на первом этапе не претерпит существенных изменений и сохранит топливно-сырьевую направленность.

На втором этапе (1998-2000 годы) на базе созданной институциальной и организационной инфраструктуры предполагается приступить к реализации активной экспортной политики, предусматривающей более значительное финансовое участие государства в продвижении отечественной продукции на внешние рынки. Для этого необходимо:

существенно увеличить объем бюджетных средств, резервируемых для реализации программ гарантирования и страхования экспорта;

расширить программы кредитования ориентированных на экспорт производств и предоставление экспортных кредитов;

реализовать комплекс мер по стимулированию экспорта субъектами малого предпринимательства;

стимулировать увеличение объемов страховых операций во внешнеторговой деятельности и расширение видов страхуемых рисков в этой сфере;

проводить масштабные выставочно-ярмарочные и рекламные мероприятия в поддержку российского экспорта.

В результате реализации Программы с учетом прогнозируемой конъюнктуры к 2000 году (оживление внутреннего спроса и рост потребления первичных ресурсов) разработанный комплекс мер обеспечит незначительный, но устойчивый рост экспорта и расширение ассортимента вывозимой продукции. В этой связи можно ожидать некоторого снижения удельного веса в российском экспорте основных сырьевых групп (минеральных продуктов, металлов, лесоматериалов) до 65-70 процентов (76 процентов в 1994 году) в пользу расширения поставок готовой продукции.

Совершенствованию товарной структуры российского экспорта будут способствовать и изменения в его географической структуре. Доля экспорта в страны ближнего зарубежья может увеличиться с 22 процентов в 1994 году до примерно 25-30 процентов к 2000 году, что с учетом более высокого удельного веса в нем машинотехнической продукции (более чем в 2 раза превышает соответствующий показатель по всему экспорту и почти в 3,5 раза по экспорту в страны дальнего зарубежья) способно повысить значимость указанной товарной позиции в суммарном экспорте России. Возрастет роль развивающихся стран Азии как перспективных экспортных рынков для России, в том числе в отношении продукции базовых отраслей промышленности, а также предоставления технического содействия в сооружении объектов инфраструктуры, энергетики и т.д.

На третьем этапе (2001-2005 годы) предполагается обеспечить диверсификацию экспорта, под которой понимается поставка из России современных высококачественных, преимущественно наукоемких товаров на зарубежные рынки.

Для этого необходимо:

достичь объемов государственной финансовой поддержки экспорта, сопоставимых с аналогичными ассигнованиями в промышленно развитых странах;

наряду с поддержкой товарного экспорта стимулировать развитие экспорта услуг, способствовать формированию разветвленных сбытовой и обслуживающих сетей для российской машинотехнической продукции за рубежом;

активно отстаивать интересы России на внешних рынках, в том числе участвуя в работе организаций многостороннего экономического сотрудничества и международных валютно-финансовых организаций, полноправным членом которых России является или станет;

большую часть работы по продвижению отечественной продукции на внешние рынки передать окрепшим в финансовом, организационном и кадровом отношении объединениям экспортеров, промышленно-финансовым группам и непосредственно крупным производителям, то явится закономерным и эффективным продолжением усилий государства в этой области.