Недействующий

О Федеральной программе развития экспорта (с изменениями на 24 августа 2002 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2003 N 528)

2. Организационно-правовые и специальные меры стимулирования экспорта

На современном этапе экономических преобразований в России, когда идет активный процесс формирования принципиально новой правовой и институциональной основы открытого рыночного хозяйства, особое значение приобретают целенаправленные усилия государства по совершенствованию нормативной базы, организационному и иному обеспечению экспортной деятельности. С уменьшением вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, в том числе в сфере внешней торговли, существенно возрастает роль косвенных (неадминистративных) форм его участия в реализации общенациональных целей и задач в этой области. Предлагаемая в дополнение к экономическим механизмам поддержки экспортеров система организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта позволит более эффективно выполнять возложенные на государство функции по его развитию и расширению участия России в международном разделении труда.

Соответствующие функции закреплены и обоснованы в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", предусматривающем комплекс мер по государственному содействию развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Указанный Федеральный закон охватывает широкий, но не исчерпывающий перечень вопросов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, в нем не нашли достаточного отражения такие важные для экспортеров вопросы, как бартерная и клиринговая торговля, ценообразование во внешнеторговой деятельности, гарантии партнерам по сотрудничеству, порядок разрешения хозяйственных споров и некоторые другие вопросы, требующие своего решения в последующих нормативных документах.

Согласно этому Федеральному закону регулирование различных видов внешнеэкономической деятельности (кроме внешней торговли) и особых экспортно-импортных режимов осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. В этой связи разработаны проекты Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "О свободных экономических зонах", "О соглашениях о разделе продукции", "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами". Их скорейшее принятие позволит приступить к решению важных вопросов развития экспортного потенциала России.

Необходимо также подготовить проекты федеральных законов, относящихся к сфере внешнеэкономических связей, прямо или косвенно содействующих развитию экспорта, и представить их в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В числе этих законов - закон о сотрудничестве на компенсационной основе, о переработке давальческого сырья, о приграничной и прибрежной торговле, о внешнеэкономических операциях с лицензиями, о лизинге, о франчайзинге, об оффшорных зонах на территории России и другие.

Неотложные вопросы развития экспорта связаны с улучшением информационного обеспечения внешнеторговой деятельности. В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" первоочередной задачей в этой области является создание системы внешнеторговой информации, финансируемой за счет средств федерального бюджета и управляемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Министерству внешних экономических связей Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти следует в ближайшее время разработать принципы создания и функционирования такой системы.

Необходимым условием эффективного функционирования системы внешнеторговой информации является формирование сети информационно-консультационных служб, обеспечивающих эффективное и оперативное предоставление информации в удобной для клиента форме.

Среди актуальных проектов в области информационного обеспечения экспорта можно выделить следующие:

создание Российского центра информационно-консультационного содействия экспорту (по аналогии с Российским центром содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации);

организация Российского информационного центра Всемирной торговой организации по стандартизации, сертификации и техническим барьерам в торговле;

воссоздание и развитие системы информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, передовом производственном и предпринимательском опыте с использованием возможностей научно-исследовательских центров, включая высшие образовательные учреждения, и российских загранучреждений.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо организовать эффективную систему сертификации экспортируемой продукции (в том числе как вариант - воссоздать государственную инспекцию по качеству экспортных товаров), что в значительной мере облегчит ее доступ на внешние рынки.

В отличие от инспекции, существовавшей в СССР, новая российская инспекция должна не только служить барьером на пути проникновения некачественной продукции на внешний рынок, но и способствовать выпуску конкурентоспособной продукции с учетом требований иностранных потребителей к ее качеству. Важным аспектом этой деятельности является участие России в работе международных и региональных организаций по сертификации в целях взаимного признания результатов испытаний продукции.

Процессы стандартизации в настоящее время затрагивают не только сферу материального производства, но и применение современной электронной версии документооборота во внешней торговле, который основывается на стандарте Европейской экономической комиссии ООН. Использование прогрессивных форм ведения внешнеторговой документации и переписки позволяет сократить предпродажные расходы и экономить время. В этой связи следует активизировать работу по популяризации и широкому внедрению соответствующего стандарта в делопроизводство и практику его использования в работе российских экспортеров.

Одним из направлений государственной поддержки экспорта является содействие в продвижении российско й продукции на внешние рынки.

Совершенствование рекламы российских экспортных товаров является органической частью политики стимулирования экспорта. В настоящее время уже имеется конкурентоспособная продукция, которая может быть объектом рекламы (в том числе разработки конверсионных предприятий). Поэтому следует шире использовать традиционные и новые формы рекламной деятельности для продвижения отечественных товаров на внешние рынки, а именно:

создавать передачи, пропагандирующие по каналам российской службы международного теле- и радиовещания отечественную экспортную продукцию;

воссоздать специализированное периодическое издание (по типу журнала "Советский экспорт"), распространяемое через систему официальных зарубежных представительств Российской Федерации, предпринимательские союзы и общественные организации, а также по подписке;

использовать технические и иные возможности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и торговых представительств Российской Федерации за рубежом для организации презентаций российской экспортной продукции, проведение семинаров и симпозиумов для демонстрации и обоснования достижений страны в перспективных для экспорта областях.

Одной из форм экспортной рекламы являются торговые выставки и ярмарки. В последние годы государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности была практически свернута, что привело к значительному обеднению российских экспозиций на традиционных выставках. Работу на этом направлении необходимо восстановить и расширить, сконцентрировав внимание на наиболее важных с точки зрения развития экспорта мероприятиях. В рамках ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности следует определять перечень подобных мероприятий, пользующихся государственной поддержкой.

Перспективными формами продвижения российской продукции на экспорт являются проведение специфических выставочных мероприятий, в том числе ярмарок субконтрактов, дней международных контактов субъектов малого предпринимательства, выставок идей и технологий, а также организация под эгидой государства специализированных торговых делегаций для ознакомления с ситуацией на внешних рынках и установления деловых связей.

Значительная часть экспортной деятельности осуществляется за границей. Поэтому важно укреплять связи экспортеров с официальными загранучреждениями и представительствами других российских организаций за границей в интересах обеспечения организационной, информационно-консультационной, дипломатической и иной поддержки российского экспорта.

Следует предусмотреть разработку ведомствами документов о правах отечественных предпринимателей на получение организационной, информационной и других видов помощи в российских загранучреждениях, а также об условиях оказания подобных услуг. Основными направлениями работы загранучреждений России с российскими предприятиями являются:

содействие в организации деловых визитов российских предпринимателей, включая планирование деловых встреч и предоставление, по возможности помещений для переговоров, переводческих услуг, торгово-политической и конъюнктурной информации по стране;

проведение предварительных маркетинговых исследований по просьбе российских экспортеров, в том числе в форме ознакомления заинтересованной зарубежной аудитории с планируемой на экспорт продукцией и информирование клиента о результатах презентации;

обеспечение дипломатической поддержки наиболее значимым экспортным проектам путем их представления в ходе официальных визитов, церемоний и иных протокольных мероприятий;

консультирование отечественных экспортеров по вопросам зарубежного законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и иных требований к качеству товаров;

выдача заключений о фирмах страны пребывания с учетом практики торгово-экономических отношений этих фирм с российскими организациями.

Важным элементом национальной политики стимулирования экспорта является организация рекламно-пропагандистских кампаний в поддержку экспортеров, включая награждение лучших из них. С этой целью необходимо разработать порядок присуждения государственных премий отечественным субъектам внешнеэкономической деятельности (как юридическим, так и физическим лицам), добившимся выдающихся результатов в развитии российского экспорта на протяжении последних трех или более лет. Следует учредить систему морального поощрения (с вручением почетных грамот по указу и от имени Президента Российской Федерации) отечественных, а также иностранных юридических и физических лиц, внесших наибольший вклад в развитие российского экспортного потенциала, осуществление крупных экспортных проектов, расширение экспорта промышленной продукции, особенно тех видов, в производстве и реализации которых были использованы новые идеи или технологии.

В целях формирования общественного сознания, благоприятствующего развитию экспорта, а также в интересах повышения статуса экспортной деятельности целесообразно поддержать идею разработки Хартии российских экспортеров, проводить рекламно-просветительские кампании на тему "Внешние рынки для России", в том числе для приобщения к экспортной деятельности новых фирм, а также ежегодные недели международной торговли, предусматривающие награждение лучших экспортеров.