Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

Об арбитражном суде

(в редакции Федерального закона от 24 июня 1992 года N 3118-1,
Федерального закона от 7 июля 1993 года N 5334-1)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 июля 1995 года на основании
Федерального Конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ
____________________________________________________________________


Статья 1. Общие положения

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления).

Арбитражный суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями (включая колхозы), являющимися юридическими лицами (далее - организации), а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане-предприниматели).

В случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, арбитражный суд разрешает споры с участием органов государственной власти и управления, организаций, не являющихся юридическими лицами, в том числе трудовых коллективов предприятий и физических лиц. (Абзац в редакции Закона РФ от 7 июля 1993 года N 5334-1).

Арбитражный суд разрешает споры с участием организаций с иностранными инвестициями, организаций и граждан-предпринимателей, которые находятся на территории другого государства, в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации".

Статья 2. Законодательство об организации, порядке деятельности
и компетенции арбитражного суда

Организация, порядок деятельности и компетенция арбитражного суда определяются настоящим Законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, другими законами Российской Федерации.

Статья 3. Задачи арбитражного суда

Задачами арбитражного суда являются:

защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан;

единообразное и правильное применение законодательства;

содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

Статья 4. Основные принципы деятельности арбитражного суда

Основными принципами деятельности арбитражного суда являются коллегиальность разрешения споров, независимость арбитражного суда и его судей и подчинение их только закону равенство сторон, гласность разрешения споров, законность и обоснованность решения.

Статья 5.  Подведомственность арбитражному  суду  экономических
споров

Арбитражному суду подведомственны экономические споры между организациями, гражданами-предпринимателями, находящимися на территории Российской Федерации, независимо от ведомственной принадлежности и подчиненности сторон и от суммы требований, возникающих в связи:

с заключением договоров в случаях, если имеется соглашение сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть спора на разрешение арбитражного суда либо если такая передача предусмотрена законодательными актами;

с изменением условий или расторжением договоров;

с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;

с признанием права собственности;

с истребованием собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

с нарушением права собственника или законного владельца, не связанных с лишением владения;

с иными основаниями.

Арбитражному суду подведомственны споры между организациями, гражданами-предпринимателями, когда одна из сторон находится на территории другого государства, если это предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон.

Арбитражному суду подведомственны также споры организаций с иностранными инвестициями, если это предусмотрено межгосударственным соглашением или соглашениями сторон.

Статья 6.  Подведомственность арбитражному суду споров в  сфере
управления

Арбитражному суду подведомственны споры, возникающие в сфере управления, в частности:

о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группе лиц), в том числе решений Советов народных депутатов и администрации, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и граждан-предпринимателей;

о возмещении убытков, причиненных организациям и гражданампредпринимателям такими актами, а также возникших в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к организациям и гражданам-предпринимателям;

об обжаловании решений Советов народных депутатов об отказе в предоставлении либо об изъятии земельного участка;

об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или предпринимательской деятельности граждан;

об обжаловании решений государственных и иных органов об изъятии у организаций и граждан-предпринимателей денежных средств и иного имущества, а также о возврате незаконно изъятых денежных средств и иного имущества;

о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей штрафов и других денежных средств государственными и иными органами, в том числе органами, осуществляющими антимонопольную политику, банками, инспекциями, иными контролирующими органами, если законодательством не предусмотрено списание ими денежных средств в бесспорном порядке;

о возврате из бюджета денежных средств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций, по другим основаниям, государственными налоговыми инспекциями и иными контролирующими органами в бесспорном порядке с нарушением требований законодательства.

Арбитражному суду также подведомственны:

споры по условиям контрактов о принятии заказов на поставку продукции, выполнение работ (услуг) для государственных нужд, возникшие между государственными и иными органами (организациями), выдавшими заказы, и организациями или гражданами-предпринимателями, принявшими обязательства по выполнению заказов;

споры, возникающие из экономических соглашений между государственными органами Российской Федерации и других государств, когда это предусмотрено межгосударственными соглашениями;

споры, возникающие из экономических соглашений между органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, районов, автономной области, автономных округов;

иные споры в сфере управления, если они отнесены к компенсации арбитражного суда законодательными актами.

Статья 7. Право на обращение в третейский суд и к посреднику

По соглашению сторон возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, до принятия дела к производству арбитражным судом может быть передан на разрешение третейского суда.

Решение третейского суда исполняется добровольно в установленный в решении срок.

В случае невыполнения ответчиком решения в установленный срок исполнение решения производится в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Стороны также вправе принять меры к разрешению спора непосредственно сами либо через посредника, выбираемого ими по взаимному согласию.

Статья 8. Законодательство, применяемое при разрешении споров

Арбитражный суд разрешает споры, руководствуясь Конституцией Российской Федерации,законами Российской Федерации и иным законодательством, действующим на территории Российской Федерации. Конституциями, законами и иным законодательством республик в составе Российской Федерации, межгосударственными соглашениями, международными договорами.

Арбитражный суд, установив в процессе разрешения спора несоответствие нормативного акта государственного или иного органа законодательству, действующему на территории Российской Федерации, принимает решение на основании этого законодательства.

В случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения, а при отсутствии такого законодательства исходит из общих начал и смысла законодательства.

Арбитражный суд в соответствии с законом или договором применяет нормы права других государств.

Статья 9. Обязательность решения арбитражного суда

Вступившее в законную силу решение, постановление, определение арбитражного суда подлежит обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации.

Статья 10. Система арбитражных судов

В Российской Федерации действуют:

Высший арбитражный суд Российской Федерации;

     Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации;

краевые арбитражные суды;

областные арбитражные суды;

городские арбитражные суды;

арбитражный суд автономной области;

арбитражные суды автономных округов.

Президиумом Верховного Совета Российской Федерации по предложению Высшего арбитражного суда Российской Федерации могут быть образованы арбитражные суды безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству Российской Федерации.

Арбитражные суды в Российской Федерации.составляют единую систему.

Арбитражный суд является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации (Государственного герба республики в составе Российской Федерации ) и со своим наименованием.

Арбитражные суды образуются:

Высший арбитражный суд Российской Федерации, краевой, областной, городской арбитражный суд, арбитражный суд автономной области, автономного округа - Верховным Советом Российской Федерации;

Высший арбитражный суд республики в составе Российской Федерации -Верховным Советом соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Статья 11. Высший арбитражный суд Российской Федерации

Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим экономическим судебным органом Российской Федерации и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов в Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Высшему арбитражному суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов Российской Федерации и в Верховном Совете Российской Федерации.

Статья 12. Состав арбитражного суда

В состав арбитражного суда входят председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи - члены арбитражного суда.

В Высшем арбитражном суде Российской Федерации действуют:

коллегия по разрешению дел по экономическим спорам;

коллегия по разрешению дел по спорам, возникающим в сфере управления;

коллегия по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу;

коллегия по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу;

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

В Высших арбитражных судах республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских арбитражных судах, арбитражных судах автономной области, автономных округов по решению Высшего арбитражного суда Российской Федерации создаются:

коллегия по разрешению дел по экономическим спорам;

коллегия по разрешению дел по спорам, возникающим в сфере управления, либо коллегия по разрешению дел;

коллегия по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу.

В Высшем арбитражном суде республики в составе Российской Федерации образуется президиум (пленум). (Абзац дополнительно включен Законом РФ от 7 июля 1993 года N 5334-1).

Статья 13. Избрание арбитражного суда

Арбитражные суды образуются на началах выборности.

Судьей арбитражного суда может быть избран гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". (Абзац в редакции Закона РФ от 7 июля 1993 года N 5334-1).

Председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации избирается Верховным Советом Российской Федерации и утверждается Съездом народных депутатов Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Совета Российской Федерации.