ПОЛОЖЕНИЕ
о Российской системе предупреждения и
действий в чрезвычайных ситуациях
(с изменениями на 23 октября 1993 года)
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок Функционирования Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)*.
2. РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций** в мирное и военное время, а в случае их возникновения для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.
3. Основными задачами РСЧС являются:
проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное и военное время;
формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности;
осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение чрезвычайных ситуаций, ционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их ликвидации***;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
обучение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов РСЧС;
создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
________________
* Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотней, эпифитотией, применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям.
** Предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и действия по ликвидации их последствий в компетенцию системы не входят.
*** Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций имеется в виду проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Восстановление объектов народного хозяйства и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, в компетенцию РСЧС не входит.
4. РСЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, различные общественные организации в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях, силы и средства этих органов управления и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.
РСЧС включает в себя территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы и имеет три уровня: местный, региональный и федеральный.
5. Территориальные подсистемы РСЧС (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению.
Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и, как правило, включает в себя руководящий орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) или другой орган, выполняющий ее функции, орган повседневного управления (дежурную службу), силы и средства функциональных и ведомственных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения.
Конкретные структуры территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Задачи конкретных регионов, организация и порядок функционирования территориальных подсистем и их звеньев определяются положениями, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти.
6. Основными типовыми задачами территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются:
руководство деятельностью подсистем и звеньев РСЧС на подведомственных территориях;
участие в разработке и осуществлении государственных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения противника, по обеспечению надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций;