ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 февраля 1996 года N НП-6-02/77


О порядке применения Федерального закона
Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ
"Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства
"

Государственная налоговая служба Российской Федерации в связи с вступлением в действие Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" сообщает следующее.

Названным Федеральным законом установлено, что упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства юридических лиц (далее - организации) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям на добровольной основе в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями, подпадающими под действие названного выше Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от занятия предпринимательской деятельностью, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Действие упрощенной системы налогообложения распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Под действие упрощенной системы налогообложения не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право в порядке, предусмотренном Федеральным законом, перейти на упрощенную систему налогообложения, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется к вновь созданным организациям или вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, подавшим заявление на право ее применения, с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный (период) квартал, или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Совокупный доход организации исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

Валовая выручка организации исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), выручки, полученной от продажи имущества организации в отчетном периоде и внереализационных доходов.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

в федеральный бюджет - в размере 10 процентов от совокупного дохода;

в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

В случаях, когда объектом налогообложения для организаций является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

в федеральный бюджет - в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;

в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместо объектов и ставок налогообложения, названных выше, вправе устанавливать для организаций в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям - представителям. При этом суммы единого налога, подлежащие уплате организациями за отчетный период, не могут быть ниже определенных расчетным путем, а порядок их распределения между бюджетами всех уровней должен соответствовать нормам, установленным настоящим Федеральным законом.

Эти органы вправе также устанавливать льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет по заявлению, подаваемому не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.

В соответствии с этим законом Государственной налоговой службе Российской Федерации поручено разработать форму патента - единую для всей территории Российской Федерации.

Годовая стоимость патента для организаций и индивидуальных предпринимателей, подпадающих под действие названного выше Федерального закона, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности. Выплата стоимости патента осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально с распределением платежей по срокам уплаты, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соотношении один к двум. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательств организации по уплате единого налога.

Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.

Для выдачи патента организациям должны соблюдаться следующие условия:

- общее число работников, занятых в организации, не должно превышать предельной численности, установленной указанным выше Федеральным законом;

- организация не должна иметь задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

- организация обеспечила своевременное представление необходимых расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.

Филиалы и подразделения, являющиеся налогоплательщиками, представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала.

Решение о переводе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ в этом выносится налоговым органом в 15-дневный срок со дня подачи заявления этой организацией или индивидуальным предпринимателем.

При получении патента в налоговом органе организация или индивидуальный предприниматель предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

По истечении срока действия патента по заявлению организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.

На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.

При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с наложением на организацию или индивидуального предпринимателя штрафа, размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации и будут доведены дополнительно.

Организация по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.

При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).

При превышении определенной указанным выше Федеральным законом предельной численности работающих организации переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен налоговый расчет.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

Ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, наступает в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.

* * *

Для реализации положений Федерального закона, изложенных выше, Государственная налоговая служба Российской Федерации предлагает налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации незамедлительно провести следующие мероприятия:

налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации совместно с финансовыми органами разработать и внести предложения органам государственной власти субъектов Российской Федерации о принятии решений, вытекающих из упомянутого Закона;

организовать широкую кампанию по информированию налогоплательщиков о законодательстве по переходу субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

провести семинар-совещание с работниками госналогинспекций по изучению этого Закона и порядку его реализации;

изготовить типографским способом бланки документов, формы которых прилагаются к настоящему письму, и обеспечить ими налоговые органы;

организовать работу по выдаче патентов налоговыми органами в строгом соответствии с положениями названного Федерального закона;

обеспечить сохранность бланков патентов применительно к бланкам строгой отчетности.

* * *

Государственная налоговая служба Российской Федерации во исполнение части второй пункта 1 статьи 5 упомянутого Закона установила формы бланков патента и других документов, необходимых для его получения субъектами малого предпринимательства, согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, которые прилагаются к письму (формы бланков N N 1 - 7 - для организаций, формы бланков N N - 8 - 13 - для индивидуальных предпринимателей) (не приводятся).


Заместитель Руководителя

Госналогслужбы РФ -     Государственный советник

     налоговой службы 1 ранга                         Н.В.Попов


Текст документа сверен по:     официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»