Недействующий

Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР (извлечение) (с изменениями на 23 августа 2005 года) (не применяется на территории РФ с 21.10.2007 на основании приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82)

9.2. Претензии и иски

9.2.1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки пассажиров, багажа, грузов, обязательно предъявление к нему претензии, за исключением требований, вытекающих из причинения смерти или повреждения здоровья пассажира.

9.2.2. Претензии предъявляются к авиационному предприятию места отправления или места назначения по усмотрению заявителя претензии.

9.2.3. Претензии, вытекающие из перевозки в прямом смешанном сообщении, предъявляются:

к авиационному предприятию, если конечным пунктом перевозки является аэропорт;

к соответствующей транспортной организации, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная или автомобильная станция, пристань или порт.

Предъявление претензий и исков непосредственно МГА не допускается.

9.2.4. В случае повреждения здоровья пассажира право на предъявление к перевозчику требования о возмещении вреда имеет потерпевший, а в случае его смерти - лица, имеющие в соответствии с общими нормами гражданского законодательства право на возмещение вреда.

9.2.5. Для обеспечения предъявления претензий, а также для получения страховых сумм по обязательному страхованию пассажиров перевозчик обязан:

выдать пассажиру, получившему повреждение здоровья или выслать по его адресу справки о том, что потерпевший перевозился на воздушном судне, был застрахован по обязательному страхованию пассажиров согласно ст. 113 Воздушного кодекса Союза ССР и получил повреждение здоровья при происшествии с воздушным судном. В справках должны быть указаны место и дата происшествия, номер пассажирского билета и принадлежность воздушного судна;

в случае смерти пассажира установить место его работы или место жительства его семьи и выслать ей извещение о гибели с указанием всех данных, перечисленных выше, и передать свидетельство отдела ЗАГС о смерти пассажира;

на личные вещи умершего, багаж и его документы составить опись и выслать ее семье умершего, указав место хранения вещей и документов.

9.2.6. Право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеют:

- в случае утраты или просрочки доставки багажа - предъявитель багажной квитанции и багажной бирки на данное место багажа, а в случае недостачи или повреждения багажа - предъявитель коммерческого акта;

- в случае утраты груза:

получатель при условии предъявления грузовой накладной, выданной перевозчиком отправителю, с отметкой на ней аэропорта назначения о неприбытии груза, а при невозможности представления\ такой накладной - документа об оплате стоимости груза и справки авиационного предприятия об отправке груза с отметкой аэропорта назначения о неприбытии груза;

отправитель при условии представления выданной ему грузовой накладной;

- в случае недостачи или повреждения груза:

получатель при условии представления грузовой накладной, следовавшей с грузом, и коммерческого акта;

- в случае просрочки доставки груза:

получатель при условии представления грузовой накладной, следовавшей с грузом.

Отсутствие коммерческого акта не лишает права на предъявление претензии или права на иск, если будет доказано, что работники авиационного предприятия отказались составить коммерческий акт и их действия были обжалованы отправителем или получателем.

9.2.7. Авиационное предприятие, получившее претензию по почте, обязано принять ее, независимо от того, какое авиационное предприятие виновно в нарушении договора перевозки, повлекшем за собой претензию, и переслать ее в 3-дневный срок со всеми документами тому авиационному предприятию, которое обязано рассмотреть претензию в соответствии с настоящими Правилами. Заявитель претензии уведомляется о ее пересылке.

Если такая претензия предъявляется пассажиром, отправителем или получателем непосредственно, а не пересылается по почте, авиационное предприятие вправе отказать в приеме претензии и указать ее предъявителю адрес авиационного предприятия, в обязанности которого входит рассмотрение претензии.

9.2.8. Если неправильность адресования претензии будет установлена при ее рассмотрении, авиационное предприятие, принявшее претензию, обязано переслать претензию тому авиационному предприятию, которое обязано ее рассмотреть в соответствии с настоящими Правилами. О пересылке претензии авиационное предприятие обязано уведомить предъявителя претензии.

9.2.9. Передача другим организациям или лицам права на предъявление претензии или иска запрещается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или отправителем вышестоящей или нижестоящей организации. Передача права удостоверяется переуступочной надписью на документе, являющемся основанием для предъявления претензий и исков.

9.2.10. Претензии и иски предъявляются по каждому перевозочному документу в отдельности.

9.2.11. Предъявляемая претензия должна быть изложена в письменной форме и содержать все необходимые для ее разрешения сведения. В частности, в претензионном заявлении должны быть указаны:

наименование авиационного предприятия, к которому предъявляется претензия;

наименование и адрес учреждения, предприятия, организации или лица, заявившего претензию;