9.1. Учету использования по времени подлежат транспортные суда, находящиеся в ведении отчитывающегося предприятия (п.2 Инструкции), а также вспомогательные суда при использовании их на перевозках грузов и пассажиров.
Отчеты об использовании судов составляются по следующим формам статистического наблюдения:
по судам пассажирским и грузопассажирским - форма N 5-ВТ;
по судам самоходным грузовым - форма N 6-ВТ;
по судам буксирным - форма N 7-ВТ;
по судам несамоходным грузовым - форма N 8-ВТ.
Вспомогательные суда, привлекаемые для перевозок грузов и пассажиров, включаются в отчет той группы судов, в качестве которых они использовались.
9.2. Учет использования судов по времени производится в сило-сутках, тоннаже-сутках, место-сутках и включает характеристику использования самоходных и несамоходных судов, находящихся вне эксплуатации, по видам стоянок согласно показателям форм статистической отчетности NN 5-ВТ, 6-ВТ, 7-ВТ и 8-ВТ.
Сило-тоннаже-место-сутки по каждому судну определяются путем умножения мощности (грузоподъемности, пассажировместимости) судна на время использования его в сутках (время, затраченное судном на выполнение каждого вида работ).
9.3. Для учета использования судов, находящихся в эксплуатации, используются следующие первичные документы:
путевой журнал судна;
карточка по учету работы судна;
данные графиков исполненного движения и обработки судов;
данные подсистем АСУ предприятий.
Применение того или иного документа для учета использования судов в эксплуатации, а также порядок составления, сбора и представления их на обработку устанавливается предприятием с учетом конкретных условий работы судов.
9.4. Период использования транспортных судов включает время нахождения их в эксплуатации (эксплуатационное время) и время нахождения вне эксплуатации (внеэксплуатационное время).
Эксплуатационным временем судна считается время с момента принятия его в эксплуатацию по момент вывода из эксплуатации, в течение которого судно использовалось на перевозках грузов и пассажиров, рейдовых, вспомогательных, платных работах и в аренде.
Внеэксплуатационным временем судна считается время его стоянок только в навигационном периоде с момента вывода из эксплуатации до момента ввода в эксплуатацию, в течение которого судно находилось в резерве на холодном отстое или на слиповании (доковании), техническом обслуживании и ремонте.
9.5. Ввод судов в эксплуатацию и вывод их из эксплуатации, а также внеэксплуатационное состояние судов, не вводившихся в отчетном периоде в эксплуатацию, оформляется в порядке, установленном руководителем предприятия, с указанием в оформляемых документах, из какого или в какое внеэксплуатационное состояние выведено судно согласно реквизитам строк отчетных форм NN 5-ВТ, 6-ВТ, 7-ВТ и 8-ВТ. При этом выводиться из эксплуатации в резерв на холодный отстой могут только порожние суда, находящиеся в исправном техническом состоянии и не требующие выполнения плановых или неплановых работ по слипованию (докованию), техническому обслуживанию или ремонту.
9.6. Учет использования судов ведется по следующим показателям:
в эксплуатации:
- по количеству судов, а также по их мощности, грузоподъемности, пассажировместимости;
- по времени перевозок с разделением его на ходовое время и стоянки, вспомогательные работы - в сило-тоннаже-место-сутках;
- по пробегу - в судо-километрах,
сило-тоннаже-место-километрах;
- по продукции - количеству перевезенных грузов и пассажиров, выполненных пассажиро-тонно-километров; по времени платных работ и аренды у сторонних организаций - в сило-тоннаже-место-сутках;
вне эксплуатации:
- в резерве на холодном отстое и на слиповании (доковании), техническом обслуживании и в ремонте во время навигации - в сило-тоннаже-место-сутках по всем судам предприятия;
- по количеству судов, их мощности, грузоподъемности, пассажировместимости по судам, не вводившимся в эксплуатацию в течение всего отчетного периода.
9.7. Эксплуатационное время, относимое на перевозки, включает время: