7.1. Учет наличия транспортных и вспомогательных судов внутреннего водного транспорта производится по судам, находящимся на балансе эксплуатационной деятельности отчитывающегося предприятия, независимо от их назначения, размеров и технического состояния, включая суда, сданные в аренду предприятиям и организациям внутреннего водного транспорта и других отраслей экономики, а также иностранным фирмам.
К транспортным судам относятся пассажирские и грузопассажирские, грузовые сухогрузные и наливные и буксирные суда; к вспомогательным - рейдовые, технические и обслуживающие суда.
Все суда, находящиеся на балансе предприятия, группируются по видам работ эксплуатационной деятельности, при этом на перевозки относятся транспортные суда, а вспомогательные распределяются по видам работ (перевозки, перегрузочные работы, вспомогательные производства) приказом руководителя предприятия при закреплении этих судов за соответствующими подразделениями, выполняющими указанные работы.
7.2. Учет наличия судов ведется по их количеству, мощности, грузоподъемности и пассажировместимости с распределением по следующим группам: самоходные суда (пассажирские и грузопассажирские, сухогрузные, наливные, буксирные, рейдовые, вспомогательные) и несамоходные суда (сухогрузные, наливные, вспомогательные/без стоечных/).
Вспомогательные стоечные суда (дебаркадеры и брандвахты, нефтебункеровочные станции и прочие) учитываются отдельно в "Справке" к форме N 1-ВТ только по их количеству.
К самоходным относятся суда, которые имеют силовую установку (двигатель) и движитель (гребное колесо, гребной винт, водомет).
Сухогрузные суда используются для перевозки насыпных и навалочных грузов, леса и лесоматериалов, тарно-штучных грузов и др.
Наливные суда предназначены для перевозки жидких грузов наливом в емкостях, оборудованных в корпусе судна. К ним относятся танкеры, химовозы, газовозы и др.
К пассажирским относятся те суда, которые предназначены для перевозок пассажиров и их багажа на внутренних водных путях, а также для отдыха и туристических путешествий. Пассажирские суда имеют показатель "пассажировместимость".
К грузопассажирским относятся суда, имеющие помещения для пассажиров и трюмы для перевозки грузов, эти суда имеют показатели: "грузовместимость" и "пассажировместимость".
К пассажирским и грузопассажирским относятся те суда, перевозки пассажиров на которых разрешены органами надзора за судоходством. Суда, на которых перевозятся рабочие к месту работы и обратно, относятся к вспомогательным.
К вспомогательным судам относятся суда, занятые на работах по обеспечению перевозок, перегрузочных работ и по обслуживанию производств: рейдовые, аварийно-спасательные, бункеровочные, пожарные, ледоколы, плавмагазины, разъездные, ремонтные, санитарные, геологоразведочные, природоохранные суда и другие).
7.3. Наличие судов на 1 января года, следующего за отчетным, разделяется на суда, годные к эксплуатации, суда, находящиеся на капитальном ремонте, и суда, непригодные к эксплуатации.
7.4. К судам, годным к эксплуатации, относятся суда, находящиеся в исправном техническом состоянии, независимо от того, находились они в эксплуатации или нет, а также суда, требующие устранения неисправностей и подлежащие восстановлению (ремонту) в межнавигационном периоде, по которым на конец года не приняты решения о переводе их на капитальный ремонт.
7.5. К судам на капитальном ремонте относятся суда, находящиеся на конец года на капитальном ремонте, а также суда, по которым в отчетном году приняты решения о проведении ремонтных работ, независимо от их фактического начала.
7.6. К судам, непригодным к эксплуатации, относятся суда, находящиеся на конец года в неисправном техническом состоянии и не подлежащие восстановлению (ремонту) вследствие его невозможности или нецелесообразности, и суда, по которым приняты решения о переводе их в эту группу.
7.7. Технические характеристики судов показываются в отчете на основании данных судовых формуляров (паспортов). При этом, в случае наличия нескольких значений грузоподъемности в учет принимается максимальная грузоподъемность, указанная в судовом формуляре (паспорте) по основному (построечному) классу судна.
Изменение уровня технического состояния судна или эксплуатация судна в условиях, не соответствующих его основному классу, не является основанием для изменения учетной грузоподъемности. Изменение учетной грузоподъемности судна допускается только при изменении класса судна по заключению Российского Речного Регистра и Морского Регистра, а также по судам, выведенным из системы планово-предупредительного ремонта, и оформляется приказом руководителя предприятия-владельца судна. Это изменение должно быть внесено в формуляр (паспорт) судна.
7.8. Наличие специализированных судов в отчете отражается в следующем порядке:
самоходные и несамоходные сухогрузно-наливные - показываются как суда наливные;
молоковозы - показываются как суда самоходные сухогрузные.
7.9. Прием судов на баланс предприятия по всем источникам поступления, списание с баланса вследствие их гибели, износа или передачи (продажи) другим организациям, а также перевод судов из одной учетной группы в другую, на капитальный ремонт и в число судов, непригодных к эксплуатации, производятся на основании приказа руководителя предприятия.
7.10. В число судов, списанных с баланса (кроме переданных, проданных), включаются суда независимо от фактического состояния их ликвидации (разборки).
7.11. К отчетам по форме N 1-ВТ прилагается поименный список судов предприятия по каждой учитываемой группе с распределением по видам работ и с выделением судов, годных к эксплуатации, судов, находящихся на капитальном ремонте, и судов, непригодных к эксплуатации.