Недействующий

О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон (с изменениями на 18 января 2001 года) (фактически утратило силу)

4.2. Финансовые условия перспективного
развития экономики

В сложившейся ситуации основным направлением и необходимым условием развития экономики Кабардино-Балкарской Республики является коренное преобразование методов хозяйствования.

Целью реструктуризации управленческой, институциональной и отраслевой структур экономики является обеспечение самофинансирования Республики.

Формирование бюджета, достаточного для восстановления нормального стандарта жизни, предполагает расширение базы налогообложения, что возможно только в условиях экономического роста. На основании анализа экономического состояния и исходя из практического решения проблемы обеспечения привычного уровня потребления домашних хозяйств рассчитывался уровень бюджетных расходов на душу населения, при котором бюджет Кабардино-Балкарской Республики должен составить примерно 1 трлн. рублей. Для формирования такого уровня необходимо развивать реальное производство и прежде всего тех отраслей экономики Республики, которые способны обеспечить быструю окупаемость затрат. По расчетам специалистов Республики, к этим отраслям относятся следующие:

добыча и переработка вольфрамо-молибденовых руд;

добыча золота;

нефтедобыча;

строительство и эксплуатация электростанций республиканского назначения, позволяющих снизить материальные затраты на производство продукции, в частности в цветной металлургии как основном ее потребителе;

развитие курортно-рекреационного комплекса на основе использования уникальных природно-климатических условий, в том числе объектов для развития экстремальных видов спорта и отдыха горнолыжного спорта, альпинизма;

развитие перерабатывающих отраслей, а также производство минеральных вод.

В сложившихся условиях для развития этих производств необходимо определить условия финансирования в рамках действующего законодательства.

При разработке Программы предусматривались различные варианты снижения уровня местных налогов и сборов. Изменение системы налогообложения создаст благоприятные условия для экономической деятельности и позволит активно привлекать внешних инвесторов.

В настоящее время доходная часть бюджета менее чем на треть формируется за счет налоговых поступлений от производственной деятельности на территории Республики. Основным источником финансирования расходов на республиканское хозяйство и социальное обеспечение являются средства, поступающие из федерального бюджета.

По расчетам, при реализации Программы с учетом принятой системы финансирования и налогообложения объем поступления налогов в 2000 году составит 953 млрд. рублей и возрастет почти в 7 раз против уровня 1994 года. Это связано не только с расширением базы налогообложения, но и с изменением структуры поступлений налогов. От производственной деятельности предприятий - участников Программы поступление налогов в 2000 году составит 353,6 млрд. рублей, что в 2,7 раза будет превышать уровень 1996 года. Поступление налогов от предприятий, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, к 2000 году оценивается в размере 290 млрд. рублей, что в 1,8 раза превысит уровень 1996 года и более чем в 3 раза уровень 1994 года. Снижение уровня местных налогов и сборов будет способствовать регистрации на территории Республики новых субъектов хозяйственной деятельности из других регионов. Доходы от деятельности этих предприятий и от финансовой деятельности в 1996 году оцениваются в размере 180 млрд. рублей и возрастут к 2000 году до 310-370 млрд. рублей, что равняется размеру субвенций, полученных из федерального бюджета в 1994 году.

С изменением нормативно-правовой базы функционирования ряда предприятий и отраслей на территории Республики уже в 1996 году доля поступления налогов от производственной деятельности должна составить 61,8 процента от всех налоговых поступлений в бюджет Республики, при этом доля предприятий - участников Программы составит 27,3 процента.

Поступления налогов от финансовой деятельности корпорации "Развитие" и доходов от деятельности вышеуказанных предприятий составят 38,2 процента (таблица 3).

К 2000 году произойдет постепенное наращивание доли поступлений налогов от производственной деятельности до 67,5 процента при удельном весе доходов от финансовой и регистрационной деятельности 32,5 процента. Изменение системы налогообложения предприятий участников Программы будет благоприятствовать активизации их производственной деятельности и сопровождаться устойчивым повышением поступления налогов в бюджет Республики. За период с 1996 по 2000 годы доля налоговых поступлений в доходах бюджета от предприятий участников Программы поднимется с 27,3 процента до 37,1 процента, а для предприятий Республики, функционирующих вне рамок Программы, снизится с 34,5 процента до 30,4 процента (таблица 3).

Следует обратить внимание, что в структуре поступления налогов от производственной деятельности систематически возрастает доля налога на прибыль (таблица 4). По оценке, объем налога на прибыль с предприятий Кабардино-Балкарской Республики, функционирующих в рамках утвержденной Программы, составит 25,1 млрд. рублей в 1996 г. и 81,3 млрд. рублей в 2000 году и возрастет за этот период более чем в 3 раза. Снижение ставок на НДС приведет к стабилизации доли налога в общих поступлениях налогов от предприятий - участников Программы примерно на уровне 28 процентов (таблица 5). Это связано с активизацией инвестиционной деятельности, направленной на повышение рентабельности функционирования предприятий - участников Программы.

Увеличение поступления налогов позволит начать эффективную реконструкцию и модернизацию производственного аппарата перечисленных отраслей, в таких же отраслях как нефтедобыча, электроэнергетика и курортно-рекреационный комплекс дает возможность перейти к быстрому наращиванию производственного аппарата.

Ослабление налогового режима за счет предоставления бюджетного кредита усилит приток инвестиций в реальный сектор экономики. В целях поддержания инвестиционной активности прибыль предприятий участников Программы будет реинвестироваться в производство по приоритетным направлениям структурных преобразований.