Постановка целей социально-экономического развития Республики осуществляется с учетом существующей и перспективной роли Республики как субъекта Российской Федерации.
При разработке стратегии экономического и социального развития Республики рассматривалось несколько вариантов, в наибольшей степени отвечающих задачам развития Республики на перспективу и возможностям обеспечения достижения намеченных целей. Программа носит комплексный характер и призвана стимулировать процесс становления рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования. Реализация Программы предполагает органичное сочетание возможностей федерального и республиканского бюджетов в выделении средств на финансирование Программы, а также использование внебюджетных источников финансирования и аккумулирование других ресурсов.
Исходя из результатов анализа экономического и социального развития Республики, оценки природных и сырьевых ресурсов, производственного, научно-технического, кадрового потенциала, можно обозначить два наиболее вероятных варианта стратегического развития Республики на 1996-2000 годы, а также на более отдаленную перспективу: индустриальный и аграрно-рекреационный.
При индустриальном варианте сохраняется прежняя система приоритетов, ориентированная на дальнейшее развитие промышленности, и прежде всего машиностроения, являющегося в настоящее время отраслью специализации.
В этом случае структура экономики Республики и сложившаяся промышленная специализация сохраняются и даже усиливаются: на долю промышленности будет приходиться до 60 процентов валового внутреннего продукта.
Следует учитывать, что в реально обозримой перспективе промышленность останется экономической основой Кабардино-Балкарской Республики. Необходимо целенаправленно и грамотно вести структурную перестройку в отрасли с тем, чтобы повысить долю производств, работающих на региональный рынок и использующих местные ресурсы, а также специализирующихся на производстве наукоемкой и нематериалоемкой продукции. Поэтому отказ от массированной индустриализации Республики не должен сопровождаться разрушением уже созданного промышленного потенциала.
Однако отсутствие сформировавшейся собственной сырьевой и энергетической базы выступает фактором, усиливающим неконкурентоспособность по сравнению с более развитыми индустриальными центрами, что существенно снижает эффективность данного варианта.
Аграрно-рекреационный вариант предполагает комплексное развитие курортно-рекреационного сектора, обслуживающих отраслей и сбалансированное развитие агропромышленного комплекса.
В пользу его развития в Республике выступают следующие факторы:
мягкий климат, благоприятный как для эффективного ведения сельского хозяйства, так и для развития курортно-рекреационного комплекса;
наличие минеральных источников и лечебных грязей;
уникальная высокогорная зона, обладающая ценными рекреационными ресурсами (сухой, чистый воздух, альпийский ландшафт, склоны гор, пригодные для альпинизма и горнолыжного спорта);
высокоразвитое многоотраслевое сельское хозяйство, связанное с природно-климатическими зонами Республики и традициями местного населения;
хорошая транспортная инфраструктура;
наличие свободных трудовых ресурсов в районах предполагаемого развития зон рекреации.
Этот вариант в большей степени отвечает природно-климатическим условиям Кабардино-Балкарской Республики, однако практическая реализация возможна при значительных масштабах финансовой поддержки.
Развитие крупномасштабного и высокорентабельного курортно-рекреационного комплекса с соответствующей инфраструктурой потребует принятия специальной федеральной программы и привлечения значительных валютных средств.
Осуществить это возможно, изменив систему финансирования Программы за счет средств республиканского и федерального бюджетов.
В этих целях необходимо:
ускоренное развитие отраслей производственной инфраструктуры, в первую очередь транспорта, связи и сервисного обслуживания;
формирование и развитие материальной базы туризма в высокогорных районах, соответствующей уровню международных стандартов.
Основанием для разработки программы в области развития курортно-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики являются следующие документы: поручение Президента Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. Пр-571, постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 265 "О государственной поддержке курорта "Нальчик" и международной базы туризма, альпинизма и горнолыжного спорта в Кабардино-Балкарской Республике".
Реализация поставленных задач требует целенаправленной активной инвестиционной политики, концентрации материальных и финансовых ресурсов на решении узловых вопросов.
В условиях дефицита финансовых средств капитальные вложения должны быть сосредоточены на важнейших направлениях структурной перестройки экономики и в первую очередь на реконструкции и техническом перевооружении промышленных объектов. Новое строительство будет осуществляться только на тех объектах, которые указаны в вышеназванных документах.
Усиление социальной направленности экономики потребует существенной переориентации инвестиционной политики на решение социальных задач.
В связи с увеличением жилищно-гражданского, промышленного и курортного строительства потребуются существенное укрепление и обновление строительной базы, изменение структуры производства основных видов материалов из местного сырья. При остром дефиците строительных материалов использование мер экономического стимулирования обеспечит быстрый рост строительной индустрии, в том числе за счет создания малых предприятий локального значения.
До 2000 года предполагается осуществить коренную структурную перестройку экономики, направленную на ускоренное развитие отраслей и производств, работающих на потребительский рынок, при сохранении нематериалоемких отраслей специализации как источников поступления финансовых ресурсов, необходимых для преобразований в экономике.
Формирование прогрессивной структуры народного хозяйства, преодоление накопившихся за многие годы деформаций являются основным фактором успешного функционирования рыночной экономики и одновременно одной из ключевых проблем фундаментальной стратегии регионального экономического развития.
Важными направлениями совершенствования территориальной организации производства являются ограничение промышленного строительства в столице Республики, ускоренное развитие малых городов, имеющих свободные трудовые ресурсы, и преодоление разрыва в уровне их социально-экономического развития.