Недействующий

О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон (с изменениями на 18 января 2001 года) (фактически утратило силу)

    

3.1. Основные направления структурно-инвестиционной политики


Современная экономическая ситуация, сложившаяся в Кабардино-Балкарской Республике, и задачи возобновления экономического роста настоятельно диктуют необходимость активизации структурной перестройки. В этих целях необходимо использовать инструменты инвестиционной политики, федеральные и территориальные целевые программы, госзакупки и другие инструменты в увязке с ограничениями, налагаемыми требованиями финансовой стабилизации, состоянием природно-ресурсного потенциала.

В условиях структурного преобразования производства на уровне регионов одной из основных задач инвестиционной деятельности является создание новых рабочих мест как одного из направлений перераспределения и обеспечения занятости населения. Это касается, главным образом, производств отраслей военно-промышленного комплекса с ярко выраженным монопроизводством.

При формировании политики перспективного развития территорий необходимо достигать органического единства целей Федеральной и республиканской инвестиционных программ с определением источников их финансирования. Практическое решение этих вопросов предполагает разработку нормативно-правовых актов в области инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика должна обеспечивать устранение ограничений, препятствующих свободному межрегиональному притоку капитала, стимулировать его приток в экономику Республики. Основная роль в этом должна принадлежать республиканским органам государственной власти и управления, которые в пределах своей компетенции, используя имеющиеся в их распоряжении экономические рычаги (прежде всего налоговые), способны повышать инвестиционную привлекательность для негосударственных инвесторов. Местные органы должны обеспечить условия для развития инвестиционных структур на их территории, поскольку приближение финансовых институтов к потенциальным объектам приложения капитала способно повысить степень их информированности и заинтересованности в повышении инвестиционной активности.

Направления структурной перестройки республиканского хозяйства и динамика развития отраслей находятся в определяющей зависимости от изменения инвестиционного и платежеспособного потребительского спроса.

Становление рыночной экономики сопровождается кардинальными преобразованиями институционально-правовой базы и активно включает механизмы внутриотраслевого, межотраслевого и межтерриториального перераспределения капитала.

В структуре валового внутреннего продукта при росте доли чистого экспорта и потребления населения происходит значительное снижение удельного веса реальных инвестиций и государственных расходов. Общий объем капитальных вложений в Кабардино-Балкарскую Республику снизился в 1994 году по сравнению с предшествующим годом почти на 20 процентов и составляет треть от объемов 1991 года. Наиболее высокими темпами происходит сокращение инвестиционной деятельности в производственном строительстве (в 1994 году - 38,1 процента). Социально-гражданское строительство за счет сохранения довольно устойчивых темпов прироста капиталовложений в жилищное строительство, развитие курортно-рекреационного сектора и социально-гражданское строительство сохраняет тенденцию повышения его доли в общем объеме капитальных вложений.

Свертывание инвестиционной деятельности является одной из основных причин сокращения объемов валового внутреннего продукта.

В силу специфических особенностей формирования экономики Кабардино-Балкарской Республики на данный момент она не обладает достаточно мощным инвестиционным потенциалом. В то же время потребности структурной перестройки и повышение эффективности экономики зависят от величины инвестиционных ресурсов.

Одна из особенностей сложившейся экономической ситуации состоит в том, что в составе издержек производства вследствие роста цен на топливно-энергетические ресурсы растет доля материальных затрат. Для снижения издержек производства, в том числе за счет энергосбережения, а также для адаптации производства к меняющемуся спросу, обновления и повышения конкурентоспособности продукции республиканская экономика нуждается в инвестициях в основной капитал.

     

Невысокие технико-экономические характеристики производственного потенциала, а также диспропорции между структурой мощностей и спроса требуют безотлагательной модернизации и реконструкции производства. В силу ограниченности средств федерального и республиканского бюджетов эта проблема не может быть решена путем прямого увеличения объемов государственных инвестиций. В этих условиях только высокоэффективные инвестиции, приносящие отдачу в минимальные сроки, способны стабилизировать ситуацию, обеспечить рост доходов предприятий, бюджета и населения и тем самым создать базу для дальнейшего инвестирования.

Задача повышения инвестиционной активности должна быть решена посредством усиления прямого регулирования со стороны государства. Снижение налоговых ставок в рамках действующего законодательства создает благоприятный климат для привлечения частных инвесторов, в том числе зарубежных, а также среду для эффективной трансформации накоплений и сбережений в инвестиции.

Структурно-инвестиционная политика должна быть направлена на решение следующих задач:

обеспечение поддержки перспективных на внутреннем и внешних рынках производств как основы для формирования новой эффективной структуры экономики Республики;

стимулирование вложений в отрасли инфраструктуры и услуг, привлекательные для частных инвесторов;

поддержка основных систем жизнеобеспечения и социальной сферы.

Необходимо поддержать следующие конкурентоспособные с точки зрения платежеспособного спроса и уровня доходности сектора экономики, определяющие перспективный облик экономики Кабардино-Балкарской Республики:

цветная металлургия (производство вольфрама, молибдена и золота);

электроэнергетика;

рекреационные услуги (санаторно-курортный комплекс, экстремальный туризм (горнолыжный спорт, альпинизм, горный туризм);

перерабатывающие отрасли агропромышленного комплекса, включая традиционное винодельческое и ликеро-водочное производства;

машиностроительное производство;

конверсия предприятий военно-промышленного комплекса;

добыча и переработка нефти;

промышленность строительных материалов;

транспорт и связь.