Недействующий

О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон (с изменениями на 18 января 2001 года) (фактически утратило силу)

3.3.5. Перспективы развития сырьевой базы промышленности
строительных материалов

Масштабы развития промышленности строительных материалов в первую очередь будут определяться исходя из потребностей Республики и возможностей расширения сырьевой базы.

Кабардино-Балкарская Республика располагает богатейшей сырьевой базой для производства разнообразных минеральных строительных материалов. На сегодняшний день балансом запасов учтены 40 различных месторождений, значительная часть которых разрабатывается не в полной мере. Имеются и месторождения с еще не разведанными запасами.

Повсеместно на территории Республики распространены легкоплавкие глины и суглинки, большинство из которых пригодно для изготовления различных марок и типов глиняного кирпича, а некоторые разновидности - для черепицы. Как правило, они залегают под маломощным песчаным покровом, и поэтому их добыча не вызывает затруднений. В перспективе имеются практически неограниченные возможности увеличения запасов данного вида сырья.

Кроме того, на территории Кабардино-Балкарской Республики имеются весьма крупные месторождения песчано-гравийно-валунной смеси, строительных песков, известняков, годных для производства высококачественного портландцемента и строительной извести, гипса, рыхлых продуктов вулканических извержений (пепел и пумицит), используемых для производства теплоблоков и теплоизоляционных засыпок, а также перлита, применяемого как высокоэффективный изоляционный материал и сверхлегкий заполнитель бетона. Многие из этих месторождений находятся в благоприятных природных условиях.

Следует особо отметить, что Кабардино-Балкарская Республика является единственной на Северном Кавказе Республикой, в которой сосредоточены мощные месторождения туфа. Протянувшись полосой более чем в 30 км, они образуют водоразделы нескольких местных рек. Высокая прочность, легкость, пористость и красивый внешний вид делают туф ценным сырьем для изготовления пильного стенового и бутового камня. Практически неисчерпаемые запасы вулканического туфа в основном сосредоточены на трех месторождениях (Заюковское, Лечинкаевское, Каменское). Туф первых двух из указанных месторождений по качеству аналогичен армянскому, а по некоторым параметрам превосходит его.

К богатствам Республики относятся и несколько крупных массивов гранита самой различной окраски. Запасы его неограничены и могут удовлетворить любые потребности.

Заслуживает пристального внимания тот факт, что разработка некоторых из перечисленных видов сырья не только способна полностью удовлетворить перспективные потребности Республики в строительных материалах и обеспечить ей соответствующее место в территориальном разделении труда внутри Российской Федерации, но также обладает значительным экспортным потенциалом. Так, программа освоения местной сырьевой базы в части разработки нерудных и инертных материалов уже сейчас предусматривает создание экспортных отраслей на базе некоторых месторождений: Малкинского - песчаной смеси, Герпегежского - бентонитовых глин, Бедыкского - строительного гипса, Малкинского красного гранита.

Помимо реконструкции действующих мощностей строительной индустрии Республики и создания новых крупных производств весьма перспективным может стать организация благоприятных условий для возникновения значительного числа малых предприятий по производству строительных и декоративных материалов из местного сырья. В существующей ситуации основными достоинствами подобных производств может стать их более легкая адаптируемость к требованиям индивидуальных заказчиков и возможность использования неквалифицированного ручного труда.

Учитывая теперешнее, отнюдь не благополучное состояние отрасли, реализация программы развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии потребует максимальной мобилизации финансовых средств из всех возможных источников: собственных средств предприятий, бюджетных ассигнований, кредитов, налоговых льгот и внешних, в т.ч. иностранных, инвестиций, а также разработки и проведения местными властями специальной политики "наибольшего благоприятствования" развитию комплекса.