Недействующий

О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон (с изменениями на 18 января 2001 года) (фактически утратило силу)

2.1. Характеристика особенностей структурного
кризиса в экономике

Анализ состояния экономики Кабардино-Балкарской Республики определяет актуальность разработки экономической политики на ближайшую перспективу.

Сложившаяся нерациональная структура экономики связана с развитием производств, функционирующих в основном на привозном сырье.

По уровню промышленного развития Кабардино-Балкарская Республика относится к развитым районам с ярко выраженной специализацией производства, связанной с отраслями военно-промышленного комплекса. Основная доля промышленного производства приходится на цветную металлургию и машиностроение специального назначения.

В связи с ориентацией экономики на производство промежуточной продукции и развитие отраслей военно-промышленного комплекса при сложившейся системе разделения труда товарные ресурсы на 50 процентов формируются за счет ввоза из других регионов, что усиливает зависимость Республики от социальной и экономической конъюнктуры в других регионах страны.

Сложное состояние, в котором оказалась экономика Республики, во многом определяется и недостаточным освоением собственного сырьевого и топливно-энергетического потенциала.

Кабардино-Балкарская Республика более 90 процентов потребляемой электроэнергии получает из других регионов, и лишь незначительная часть энергии вырабатывается на местных электростанциях. Сложившаяся структура энергообеспечения при систематическом росте цен на энергоносители ведет к чрезмерному росту себестоимости продукции и утрате конкурентоспособности этой продукции.

Диспропорции в развитии реального сектора экономики, финансово-кредитной и бюджетной сферы свидетельствуют о структурном кризисе в экономике, требующем решения следующих проблем:

улучшения финансового положения и платежеспособности большого числа предприятий;

снижения издержек производства и повышения качества и конкурентоспособности продукции;

трансформации накоплений в инвестиции;

переориентации инвестиционной политики на решение социальных задач;

финансирования производства и обеспечение социальных гарантий населения.

Спад производства в экономике Республики сопровождался резким изменением взаимоотношений республиканского и федерального бюджетов. Если в 1988 году собственные доходы Республики покрывали более 94 процентов расходов республиканского бюджета, то в 1994 году удельный вес субвенций, дотаций и трансфертов из федерального бюджета составил почти 80 процентов (динамика уровня государственной поддержки приведена в таблице 1).

В этих условиях принципиальное значение для стабилизации положения и возобновления экономического роста имеет решение проблемы активизации хозяйственной деятельности, а также более эффективное использование методов и инструментария регулирования рынка на базе собственных ресурсов.