Перспективным направлением роста доходной базы бюджета является соглашение о предоставлении бюджетного кредита и расширение практики привлечения федерального целевого фонда регионального развития на основе долевого финансирования инвестиций на развитие социальной и производственной инфраструктуры Республики.
В соответствии с предоставленным бюджетным кредитом средства, аккумулируемые в доходной части бюджета по налоговым поступлениям, используются для реинвестирования инвестиционных проектов в соответствии с Программой. Изменение структуры доходной части бюджета в пользу опережающего роста налоговых поступлений от производственной деятельности предприятий - участников Программы и корпорации "Развитие" является условием повышения доли собственных доходов Республики в бюджете.
В соответствии с принятыми условиями финансирования бюджетный кредит является необходимым условием реализации целей Программы. В связи с восстановлением темпов экономического роста и формированием базы налогообложения доля трансфертов и субвенций из федерального бюджета в общем объеме доходов бюджета Республики сократится с 55 процентов в 1995 году до 27 процентов в 2000 году.
При формировании расходной части бюджета необходимо учитывать спектр возможных вариантов решения проблем распределения средств по статьям в зависимости от концептуальных подходов к оценке перспектив экономического развития на краткосрочный и среднесрочный периоды. При этом следует учитывать, что сокращение расходов сопряжено с риском возрастающих негативных экономических и социально-политических последствий.
Финансирование деятельности предприятий государственной формы собственности должно проводиться на возвратной (или в зависимости от социальной значимости - частично возвратной) основе. Бюджетные средства на инвестиционную деятельность должны выделяться в форме кредитов предприятиям, а предоставление льготных кредитов определяться результатами технико-экономической проработки проектов и степенью успеха в использовании ранее выделенных средств. Другим направлением финансовой деятельности предприятий государственной формы собственности может быть долевое участие государства в реализации инвестиционных проектов (например, в виде доли в соответствующем акционерном обществе).
Сокращение дотаций предприятиям необходимо проводить в соответствии с решением проблем структурных и организационно-хозяйственных преобразований. В этой связи необходимо:
четко разграничить ответственность между бюджетами всех уровней за реализацию программы социального обеспечения населения Республики;
учитывать при формировании бюджетов различных уровней социальные нормативы, в основе которых лежит система государственных минимальных стандартов медицинского обслуживания и социального вспомоществования;
придать социальной политике избирательный характер, направленный на расширение возможностей различных групп и слоев населения и сдерживание масштабов безработицы, на усиление адресности поддержки малоимущих групп населения.
Одним из направлений рационализации расходной части бюджета является изменение объемов и структуры дотаций. Сужение круга предоставления дотаций выступает основой для расширения налоговой базы и изменения состава источников налогообложения, что позволит реализовать принцип дифференциации налогоплательщиков по уровню доходов.
В целях уменьшения нагрузки на расходную часть бюджета следует расширить практику привлечения коммерческих структур к решению социально-значимых проблем Республики, в частности, к строительству и эксплуатации рекреационных объектов и их инфраструктуры, дорог, реставрации зданий и сооружений, объектов народного образования и социально-культурной сферы, общественных работ на условиях заказа на соответствующие работы или на условиях передачи соответствующего объекта частному предприятию на срок, необходимый для окупаемости затрат. В настоящее время покрытие расходов на инвестиции предусматривается лишь при условии выделения средств из федерального бюджета, которые составляют более 70 процентов доходной части республиканского бюджета. В этой связи для оценки условий и возможностей перераспределения расходов по бюджетным статьям представляется необходимой конкретизация затрат на инвестиции по следующим направлениям:
источники финансирования (средства федерального и местного бюджетов, внебюджетные фонды, частные инвестиции);
направления использования (по отраслям);
формы собственности.