Недействующий

О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон (с изменениями на 18 января 2001 года) (фактически утратило силу)

2.7. Основные мероприятия по совершенствованию
бюджета Республики

Перспективным направлением роста доходной базы бюджета является соглашение о предоставлении бюджетного кредита и расширение практики привлечения федерального целевого фонда регионального развития на основе долевого финансирования инвестиций на развитие социальной и производственной инфраструктуры Республики.

В соответствии с предоставленным бюджетным кредитом средства, аккумулируемые в доходной части бюджета по налоговым поступлениям, используются для реинвестирования инвестиционных проектов в соответствии с Программой. Изменение структуры доходной части бюджета в пользу опережающего роста налоговых поступлений от производственной деятельности предприятий - участников Программы и корпорации "Развитие" является условием повышения доли собственных доходов Республики в бюджете.

В соответствии с принятыми условиями финансирования бюджетный кредит является необходимым условием реализации целей Программы. В связи с восстановлением темпов экономического роста и формированием базы налогообложения доля трансфертов и субвенций из федерального бюджета в общем объеме доходов бюджета Республики сократится с 55 процентов в 1995 году до 27 процентов в 2000 году.

При формировании расходной части бюджета необходимо учитывать спектр возможных вариантов решения проблем распределения средств по статьям в зависимости от концептуальных подходов к оценке перспектив экономического развития на краткосрочный и среднесрочный периоды. При этом следует учитывать, что сокращение расходов сопряжено с риском возрастающих негативных экономических и социально-политических последствий.

Финансирование деятельности предприятий государственной формы собственности должно проводиться на возвратной (или в зависимости от социальной значимости - частично возвратной) основе. Бюджетные средства на инвестиционную деятельность должны выделяться в форме кредитов предприятиям, а предоставление льготных кредитов определяться результатами технико-экономической проработки проектов и степенью успеха в использовании ранее выделенных средств. Другим направлением финансовой деятельности предприятий государственной формы собственности может быть долевое участие государства в реализации инвестиционных проектов (например, в виде доли в соответствующем акционерном обществе).

Сокращение дотаций предприятиям необходимо проводить в соответствии с решением проблем структурных и организационно-хозяйственных преобразований. В этой связи необходимо:

четко разграничить ответственность между бюджетами всех уровней за реализацию программы социального обеспечения населения Республики;

учитывать при формировании бюджетов различных уровней социальные нормативы, в основе которых лежит система государственных минимальных стандартов медицинского обслуживания и социального вспомоществования;

придать социальной политике избирательный характер, направленный на расширение возможностей различных групп и слоев населения и сдерживание масштабов безработицы, на усиление адресности поддержки малоимущих групп населения.

Одним из направлений рационализации расходной части бюджета является изменение объемов и структуры дотаций. Сужение круга предоставления дотаций выступает основой для расширения налоговой базы и изменения состава источников налогообложения, что позволит реализовать принцип дифференциации налогоплательщиков по уровню доходов.

В целях уменьшения нагрузки на расходную часть бюджета следует расширить практику привлечения коммерческих структур к решению социально-значимых проблем Республики, в частности, к строительству и эксплуатации рекреационных объектов и их инфраструктуры, дорог, реставрации зданий и сооружений, объектов народного образования и социально-культурной сферы, общественных работ на условиях заказа на соответствующие работы или на условиях передачи соответствующего объекта частному предприятию на срок, необходимый для окупаемости затрат. В настоящее время покрытие расходов на инвестиции предусматривается лишь при условии выделения средств из федерального бюджета, которые составляют более 70 процентов доходной части республиканского бюджета. В этой связи для оценки условий и возможностей перераспределения расходов по бюджетным статьям представляется необходимой конкретизация затрат на инвестиции по следующим направлениям:

источники финансирования (средства федерального и местного бюджетов, внебюджетные фонды, частные инвестиции);

направления использования (по отраслям);

формы собственности.