Экономическая реформа в Кабардино-Балкарской Республике протекает на фоне глубокого кризиса российской экономики. Низкая эффективность и отсутствие действенных стимулов хозяйственной активности, серьезные структурные диспропорции обусловили нарастающее отставание экономики Республики от общероссийских показателей.
Сложившаяся структура производства и система межрегиональных связей не соответствуют перспективам развития Республики как субъекта Федерации. В 1994 году производство валовой продукции промышленности составило 30 процентов от уровня 1991 года, сельского хозяйства - 73 процента, капитальные вложения - 37 процентов.
Наибольший спад производства промышленности за 3 года реформ пришелся на 1994 год. Валовая продукция цветной металлургии как одной из структуроопределяющих отраслей экономики Кабардино-Балкарской Республики снизилось на 60 процентов по сравнению с 1993 годом, машиностроения - на 56 процентов и составила соответственно 34 процента и 31 процент к уровню 1991 года. Традиционные отрасли перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса сократили производство на 26 процентов и составляют лишь 40 процентов от уровня 1991 года. В отраслях легкой промышленности объемы производства достигают лишь 14 процентов от уровня 1991 года.
В крайне тяжелом положении находится большинство предприятий, ориентированных на общероссийский спрос, в частности предприятия военно-промышленного комплекса. Утяжеленная структура производства отягощается усиливающейся зависимостью от обеспечения топливно-сырьевыми ресурсами и электроэнергией.
Некоторое замедление темпов экономического спада обеспечивается за счет изменения структуры внешнеторгового оборота и устойчивого роста динамики вывоза руд цветных металлов и продуктов их переработки. Однако сложившийся на данный момент уровень обеспечения производства материально-техническими и финансовыми ресурсами не позволяет нормализовать процесс воспроизводства основного капитала даже в цветной металлургии.
В этих условиях обостряется проблема занятости. Анализ баланса трудовых ресурсов показывает, что в истекшем году нарастала тенденция снижения доли занятых в общем потенциале трудовых ресурсов. Относительно невысокий уровень безработицы, сложившийся в Республике по сравнению с остальными регионами Северного Кавказа, является следствием активной политики Кабинета Министров Республики по созданию дополнительных рабочих мест и сдерживанию высвобождения рабочей силы. За 1994 год в частнопредпринимательском секторе создано около 19 тыс. рабочих мест.
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного занятого в 1994 году составила 115 тыс. рублей и выросла в 3,5 раза по сравнению с предыдущим годом при росте уровня потребительских цен в 4,7 раза.
К позитивным факторам можно отнести наметившуюся тенденцию роста стоимости труда практически во всех производственных отраслях. Так, в промышленности доля оплаты труда в себестоимости увеличилась по сравнению с уровнем 1991 года на 10 пунктов и составила 26,4 процента.
Коренным образом изменилось положение на потребительском рынке, достигнута высокая степень насыщения товарами.
Формирование новых отношений в торговле сопровождается сокращением доли государственных предприятий и потребительской кооперации при росте доли частной и негосударственной форм торговли.
В структуре потребления платных услуг происходит повышение доли услуг финансово-кредитных учреждений и отраслей курортно-рекреационного комплекса. Однако протекает этот процесс на фоне уменьшения объема традиционных услуг.
Сохранение кризисной ситуации в Республике определяется и продолжающимся свертыванием инвестиционной деятельности. С 1991 года объем финансирования капитальных вложений сократился почти в 3 раза. Наиболее глубокий спад происходит в строительстве объектов производственного назначения. Производственные капитальные вложения составляют лишь 23 процента от уровня 1993 года, а непроизводственные - 77 процентов.
Спад инвестиционной активности наблюдается практически во всех отраслях производственной сферы вследствие неплатежеспособности предприятий, резкого удорожания инвестиционных ресурсов и строительных услуг.
В технологической структуре капитальных вложений резко сокращается удельный вес затрат на оборудование, что ведет к замедлению темпов обновления основных фондов и чревато необратимыми разрушениями производственного потенциала Республики.
В наибольшей степени спад инвестиционной активности происходит за счет свертывания государственного финансирования. Доля государственных централизованных инвестиций сократилась с 60 процентов в 1993 году до 47 процентов в 1994 году. При этом доля бюджетных средств Республики в финансировании капитальных вложений снизилась на 60 процентов, а бюджета Российской Федерации - на 30 процентов. На финансирование республиканской программы в 1994 году использовано лишь 91 процент годового лимита федеральных средств.
Принимая во внимание сокращение масштабов централизованных капитальных вложений за счет федерального бюджета, необходимо проводить жесткую экспертизу инвестиционных проектов и программ, осуществляемых в рамках решений федеральных органов исполнительной власти, и сосредоточить ресурсы на объектах, имеющих наибольшую социально-экономическую значимость для Республики.
Трансформация структуры производства валового внутреннего продукта Республики отражает основные тенденции развития секторов и отраслей хозяйства. Сокращается доля производства товаров при росте доли услуг. В структуре производства товаров растет удельный вес отраслей перерабатывающей пищевой промышленности, и прежде всего виноделия и спиртоводочного производства.
В использованном валовом внутреннем продукте систематическое снижение валового национального накопления проходит на фоне роста потребления домашних хозяйств и чистого экспорта товаров и услуг.