Наименование подпрограммы - Конверсия предприятий Минатома России
(1995-1997 годы)
Государственный заказчик - Минатом России
подпрограммы
Основные исполнители - конверсируемые предприятия и
организации Минатома России
Основные разработчики - Департамент экономики оборонной
промышленности Минэкономики России,
Минатом России
Цели и задачи подпрограммы - организация разработки и серийное
производство наукоемкой продукции
народнохозяйственного назначения
мирового уровня качества с
сохранением на этой основе
имеющегося научно-
технического и кадрового потенциала
отрасли
Реализация подпрограммы конверсии
предприятий Минатома России обеспечит
к 2000 году значительную часть
общегосударственной потребности в
соответствующей продукции. Так,
удельный вес покрытия
общегосударственной потребности в
золоте составит 7-10 процентов,
кремнии и гетинаксе - около 100
процентов, перспективных металлах и
сплавах - 20-25 процентов, продукции
электронного профиля - 10-15
процентов.
Реализация конверсионных программ и
крупных проектов на конверсируемых
предприятиях будет способствовать
снижению социальной напряженности,
особенно в "закрытых городах",
сохранению и созданию новых рабочих
мест
Важнейшие целевые - ввод в действие дополнительных
показатели производственных мощностей,
обеспечивающих выпуск продукции
гражданского назначения на сумму:
ВСЕГО - 3155,4 млрд. рублей,
в том числе:
1995 год - 417,7 млрд. рублей;
1996 год - 835,3 млрд. рублей;
1997 год - 1902,4 млрд. рублей;
Создание дополнительно 30 тыс.рабочих
мест в гражданской сфере производства
Сроки реализации - 1995-1997 годы
подпрограммы
Объемы и источники финансирования
млрд. рублей в ценах 1995 года
--------------------------------------------------------------------
¦ На период¦ ¦ 1996 ¦ 1997
¦реализации¦ 1995 год ¦ год ¦ год
¦ под- ¦ ¦ ¦
¦программы ¦ ¦ ¦
--------------------------------------------------------------------
ВСЕГО 1717,7 393,2 748,7 575,8
в том числе:
федеральный бюджет 68,1 13,1 20 35
бюджетное финансирование на 521 31 280 210
возвратной основе
внебюджетные источники 1128,6 349,1 448,7 330,8
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
бюджетное финансирование на 521 31 280 210
возвратной основе
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ 129,1 36,4 41,2 51,5
И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ
РАБОТЫ
в том числе:
федеральный бюджет 68,1 13,1 20 35
внебюджетные источники 61 23,3 21,2 16,5
ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ 1067,6 325,8 427,5 314,3
РАСХОДЫ
в том числе:
внебюджетные источники 1067,6 325,8 427,5 314,3
Ожидаемые конечные - в 1995 году начнется выпуск кремниевой
результаты реализации продукции, а к 1998 году планируется
подпрограммы полностью обеспечить потребность России в
кремнии и начать его крупномасштабный
экспорт;
в 1995 году начинается выпуск
оптического волокна мирового уровня
качества, а с 1996 года - выпуск-
волоконно-оптического кабеля;
начиная с 1996 года создаваемое
производство ионообменных смол позволит
отказаться от импорта ионитов;
с 1995 года обеспечивается
производство диагностической,
интроскопической, терапевтической и
хирургической техники и оборудования,
средств лучевой терапии и
радиофармацевтических препаратов,
позволяющих к 1997 году существенно
восполнить острый дефицит в этой
продукции и отказаться от импорта;
в настоящее время полностью
обеспечивается спрос на весь комплекс
оборудования по переработке молочной
продукции, начат его экспорт;
с 1996 года будет начат выпуск
агрегатов и узлов электрооборудования с
газовой изоляцией, что обеспечит резкое
повышение надежности сетей и значительную
экономию электроэнергии;
предприятия Минатома России внесут
решающий вклад в освоение золотоносного
месторождения "Сухой Лог" и месторождения
алмазов в Архангельской области;
объем выпуска наукоемких товаров
народного потребления (видеомагнитофоны,
лазерные проигрыватели, телевизоры,
бытовые компьютеры и т.п.) к 1996 году
достигнет 10 млрд. рублей в год;
в 1997 году будет создан
суперкомпьютер с миллиардной
производительностью, что позволит решить
стратегически важную задачу создания
современных моделирующих комплексов в
федеральных ядерных центрах России
Система контроля за - контроль за реализацией подпрограммы
исполнением осуществляют Минэкономики России, Минатом
подпрограммы России, Минфин России.
Система контроля предусматривает
ежеквартальную отчетность об
использовании бюджетных средств и вводе в
действие мощностей по выпуску продукции
гражданского назначения, а также
организацию проверок на местах
Подпрограмма конверсии предприятий Минатома России направлена на обеспечение максимального удовлетворения нужд народного хозяйства за счет привлечения научно-технического потенциала отрасли, прежде всего в областях физики твердого тела, гидрометаллургии, микроэлектроники, перспективных материалов и ряда других областей науки, техники, прогрессивных технологий, развитых в ходе многолетних работ по созданию ядерного оружия и атомной энергетики.
Подпрограмма содержит следующие направления (целевые комплексные программы отрасли):
микроэлектроника, средства вычислительной техники и автоматизации;
перспективные материалы;
машиностроение для предприятий агропромышленного комплекса по переработке молока;
производство современной медицинской техники;
системы связи на основе волоконно-оптической техники;
реакторы повышенной безопасности нового поколения;
серийное производство силовых электрических аппаратов с элегазовой изоляцией (элегазовое электрооборудование);
нуклидные материалы, препараты, изделия и перспективные наукоемкие технологии на их основе (изотопы);
приборостроение (атомное приборостроение).
В ходе структурной перестройки Минатом России решает сложнейшие задачи перевода многопрофильного научно-производственного комплекса отрасли в русло более полного удовлетворения потребностей народного хозяйства России.
На решение этих задач нацелена настоящая подпрограмма, в ходе осуществления которой идет уточнение приоритетов и отбор для реализации жизненно важных конверсионных проектов.
На основе анализа и с учетом максимального использования потенциала отрасли уточнены главные направления конверсии промышленных предприятий и организаций. Приоритетные направления, на которых концентрируются силы и средства в ходе структурных преобразований и проведения инвестиционной политики, обусловлены необходимостью первоочередного решения неотложных задач российской экономики.
Основные задачи, обусловившие выбор конверсионных направлений и концептуальные подходы к формированию целевых комплексных программ отрасли, заключаются в следующем:
ориентированность на наиболее важные для народного хозяйства России крупномасштабные и наукоемкие задачи;
сохранение, развитие и максимальное использование уникального научно-производственного, интеллектуального и кадрового потенциала отрасли;
выбор номенклатуры продукции в рамках конверсионных программ с учетом преимущественного использования технологий двойного применения;
создание конверсионных производств в рамках имеющейся мощной инфраструктуры, что обеспечит значительную экономию средств при создании новых производств;
комплексный подход в решении конверсионных проблем, обеспечивающий эффективное функционирование всего создаваемого производственного цикла: для получения исходного сырья и материалов, разработки, проектирования, строительства и подготовки производства до промышленного (серийного) выпуска и реализации конечной продукции;
поэтапная реализация конверсионных программ, обеспечивающая уже в ходе выполнения крупномасштабных проектов частичное реинвестирование и достаточно высокую экономическую эффективность;
создание совместных с зарубежными фирмами производств, а также межотраслевых производств, освоение новых форм хозяйствования, в том числе эффективных рыночных форм, проведение приватизации и акционирования в приемлемой для отрасли мере.
Целевые комплексные программы отрасли предусматривают создание на территории России научно-производственных мощностей и замещающих производств по выпуску продукции, остро необходимой для народного хозяйства.
Так, отраслевая программа "Микроэлектроника, средства вычислительной техники и автоматизации" состоит из следующих взаимосвязанных направлений: