Недействующий

О Федеральной целевой программе конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы" (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ,
КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ И ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО
СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ
ВЫПУСКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ СЛОЖНОЙ БЫТОВОЙ
ТЕХНИКИ (1995-1997 годы)

Наименование подпрограммы   - Развитие производства новых материа-
                              лов, комплектующих изделий       и
                              высокопроизводительного специального
                              технологического оборудования для
                              выпуска конкурентоспособной сложной
                              бытовой техники (1995-1997 годы)

Государственные заказчики   -  Госкомоборонпром России, РКА
подпрограммы

Основные исполнители        -  конверсируемые предприятия и
                               организации оборонной промышленности

Основные разработчики       -  Департамент экономики оборонной
                               промышленности Минэкономики России,
                               Госкомоборонпром России, РКА

Основная цель подпрограммы  -  организация на конверсируемых предп-
                               риятиях разработки и     производства
                               высококачественных        материалов,
                               элементной базы,        комплектующих
                               деталей, узлов       и        блоков,
                               высокопроизводительного  оборудования
                               и оснастки   как    исходной    базы,
                               обеспечивающей технический  уровень и
                               конкурентоспособность      российских
                               товаров

Важнейшие целевые           -  модернизация и перепрофилирование
показатели                     оборонных производственных мощностей,
                               обеспечивающих выпуск
                               конкурентоспособной          товарной
                               продукции на сумму:

                               ВСЕГО - 1628 млрд. рублей,
                                   в том числе:
                               1995 год - 288 млрд. рублей;
                               1996 год - 540 млрд. рублей;
                               1997 год - 800 млрд. рублей;

                               Создание дополнительно свыше 25 тыс.
                               рабочих мест в гражданской сфере
                               производства

Сроки реализации            -  1995-1997 годы
подпрограммы

Объемы и источники финансирования

                                      млрд. рублей в ценах 1995 года
--------------------------------------------------------------------
                               ¦ На период¦          ¦ 1996 ¦ 1997
                               ¦реализации¦ 1995 год ¦  год ¦ год
                               ¦подрограм-¦          ¦      ¦
                               ¦    мы    ¦          ¦      ¦
--------------------------------------------------------------------
      ВСЕГО                      468        117        190    161
  в том числе:

федеральный бюджет                -          -          -      -

бюджетное финансирование на      315         70        140    105
возвратной основе

внебюджетные источники           153         47         50     56

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ             315         70        140    105
  в том числе:

бюджетное финансирование на      315         70        140    105
возвратной основе

внебюджетные источники            -          -          -      -

ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ                   153         47         50     56
РАСХОДЫ
  в том числе:

федеральный бюджет               -           -          -      -

внебюджетные источники           153         47         50     56

Ожидаемые конечные      -  реализация подпрограммы позволит:
результаты реализа-        создать  материально-техническую и
ции подпрограммы           технологическую     базу       для
                           модернизации производства сложной бытовой
                           техники и     повышения      ее
                           конкурентоспособности;

                             повысить качество  продукции российских
                           предприятий;

                             включиться        отечественным
                           товаропроизводителям в            мировое
                           производство и разделение труда;

                             увеличить экспорт промышленных товаров;

                             обеспечить создание   более   25   тыс.
                           рабочих мест;

                             обеспечить постепенный       рост
                           производства сложной бытовой техники;

                             снизить ежегодные  закупки  за  рубежом
                           материалов и   комплектующих  изделий  на
                           сумму свыше 250 млн. долларов США

Основной задачей в 1992-1994 годах являлось создание новых рабочих мест для производственного персонала, высвобождаемого в результате конверсии оборонного производства, за счет перепрофилирования его на выпуск продукции гражданского назначения и товаров народного потребления.

Были определены следующие приоритеты:

создание производств импортозамещающих материалов, комплектующих деталей и узлов;

организация дублирующих производств заводов-монополистов, оставшихся за пределами России после распада СССР;

организация производства конкурентоспособных товаров с использованием разработок и технологий оборонного производства;

организация производства новых видов товаров для индивидуальной трудовой деятельности, хозяйственно-бытовых товаров;

организация производства продукции, ориентированной на экспорт.

Реализация подпрограммы на этом этапе позволила создать производственные мощности по выпуску 12 млн. электродвигателей малой мощности, электроприводов для бытовых швейных машин, лентопротяжных механизмов и магнитных головок для магнитофонов, люминофоров для кинескопов, мотор-компрессоров для холодильников и других изделий, ранее закупаемых по импорту.

На российских оборонных предприятиях созданы дублирующие производства по выпуску изделий электронной техники, телевизионных узлов, эмальпроводов и других комплектующих изделий и материалов.

На ряде оборонных предприятий освоено производство наукоемких конкурентоспособных товаров народного потребления: лазерных компактдисков с объемом производства 30 млн. штук в год, аудиокассет - 25 млн. штук в год, видеокассет по лицензии фирмы "Басф" - 30 млн. штук в год, лицензионных электропылесосов, лазерных проигрывателей отечественной разработки. На конверсируемых предприятиях освоено производство практически всех видов электробытовых товаров, электроинструментов, мотоблоков, мотокультиваторов и мини-тракторов для фермерских хозяйств и целый ряд других современных товаров.

Однако общее ухудшение экономической ситуации в России в 1992-1994 годах, глубокий спад производства продукции гражданского назначения и товаров народного потребления, отсутствие оборотных средств у производителей и падение платежеспособного спроса у населения несмотря на создание новых производственных мощностей привели к снижению общих объемов производства товаров народного потребления на предприятиях оборонной промышленности.

В этих условиях второй этап подпрограммы, его задачи и цели нуждаются в существенном уточнении.

Цель настоящей подпрограммы: организация на конверсируемых предприятиях разработки и производства высококачественных материалов, элементной базы, комплектующих деталей, узлов и блоков, высокопроизводительного оборудования и оснастки как исходной базы, обеспечивающей технический уровень и конкурентоспособность российских товаров.

В условиях, когда существующие производственные мощности по производству сложной бытовой техники используются на 15-30 процентов, создание новых мощностей по производству этих же изделий на конверсируемых предприятиях экономически неоправдано. В то же время значительная часть российских товаров не выдерживает конкуренции с зарубежными аналогами не только по техническому уровню, но и по экономическим показателям.

Для успешного завершения второго этапа конверсии необходимо проведение на государственном уровне комплекса организационных мероприятий по перестройке структуры управления экономикой.

Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективной и мобильной структурной единицей является корпорация, в рамках которой в основном замыкается технологический цикл производства от научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, разработки технологии и высокопроизводительного специального технологического оборудования до выпуска готовой продукции, а также централизованно решаются вопросы материально-технического обеспечения и реализации готовой продукции, имеется собственная сеть фирменных магазинов и тесно связанных с корпорацией банков. Совет директоров корпорации определяет стратегическую линию развития всех входящих в нее предприятий, что в сочетании с экономической самостоятельностью и ответственностью входящих структурных подразделений позволяет такому объединению развиваться вполне самостоятельно без государственной поддержки и успешно конкурировать с другими фирмами.

К сожалению, в результате приватизации и акционирования крупных государственных производственных и научно-производственных объединений последние распались на ряд обособленных мелких производств, что зачастую приводило к нарушению сложившихся технологических цепочек и превалированию частных интересов отдельных производителей над общими. Такие предприятия при отсутствии сложившейся инфраструктуры не в состоянии выдержать конкуренцию с зарубежными фирмами не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

Таким образом, первоочередной задачей в 1995-1997 годах является создание крупных жизнеспособных объединений производителей - финансово-промышленных групп или корпораций, которые должны выполнять указанные функции и способны самостоятельно развиваться без поддержки государства.

Такая организационная форма позволит проводить единую техническую и экономическую политику при организации массового производства товаров народного потребления и успешно конкурировать с ведущими фирмами на внутреннем и внешнем рынках.

Второй неотложной задачей является изменение кредитной политики государства. В настоящее время банковские кредитные ставки в несколько раз превышают ту прибыль, которую можно получить в производстве. Большинство предприятий в результате трехлетней непрерывной инфляции остались без оборотных средств и находятся на грани банкротства. Для оживления экономики необходимы крупные кредитные вливания (предоставляемые под разумные проценты) для пополнения оборотных средств промышленных предприятий.

Третьей задачей является техническое перевооружение действующих предприятий, комплексное решение всех технологических проблем, начиная с внедрения компьютерного проектирования и кончая автоматизацией всех технологических процессов и контрольно-измерительных операций, а также использование высвобождающихся в процессе конверсии высококвалифицированных научно-технических кадров оборонной промышленности и производственных мощностей для решения данных вопросов.

Конверсируемые предприятия и научно-исследовательские организации оборонной промышленности должны послужить базой для создания отсутствующих звеньев в инфраструктуре, обеспечивающей процессы производства в условиях рыночной экономики:

сети небольших, оснащенных современными автоматизированными средствами проектно-конструкторских организаций, занимающихся разработкой новых образцов товаров, технологических процессов, проектированием оснастки, специального технологического оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры;

специализированных производств по изготовлению оснастки, высокопроизводительного оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения реконструкции и технического перевооружения предприятий с целью создания конкурентоспособного массового производства товаров народного потребления, а также производств специальных материалов, элементной базы, комплектующих деталей и узлов по международным стандартам;

сети компьютерных центров для разработки программного обеспечения по заказам населения, предприятий и организаций;

сети центров по ремонту и обслуживанию сложной бытовой техники.