Наименование подпрограммы - Развитие средств связи и информатики
(1995-1997 годы)
Государственный заказчик - Минсвязи России
подпрограммы
Основные исполнители - конверсируемые предприятия и
организации оборонной промышленности
Основные разработчики - Департамент экономики оборонной
промышленности Минэкономики России,
Госкомоборонпром России, РКА,
Минсвязи России
Основная цель подпрограммы - улучшение обеспечения населения,
органов государственной власти
современными отечественными
конкурентоспособными соответствующими
международным стандартам средствами и
системами связи и аппаратурой для
телевидения и радиовещания.
В результате реализации
подпрограммы произойдет дальнейшее
развитие информатизации общества за
счет внедрения в производство
новейших отечественных технологий и
разработок аппаратуры различного
назначения.
Повысится качество формируемых
телевизионных программ за счет
расширения изобразительных
возможностей создаваемой аппаратуры,
автоматизации монтажа отдельных
фрагментов и выдачи готовых программ,
введения телевидения высокой четкости
Важнейшие целевые - перепрофилирование и модернизация
показатели оборонных производственных мощностей,
обеспечивающих выпуск конкуренто-
способной продукции на сумму:
ВСЕГО - 2177 млрд.рублей,
в том числе:
1995 год - 507 млрд.рублей;
1996 год - 745 млрд.рублей;
1997 год - 925 млрд.рублей.
Создание дополнительно свыше 50
тыс. рабочих мест в гражданской сфере
производства
Сроки реализации - 1995-1997 годы
подпрограммы
Объемы и источники финансирования
млрд. рублей в ценах 1995 года
--------------------------------------------------------------------
¦ На период¦ ¦ 1996 ¦ 1997
¦реализации¦ 1995 год ¦ год ¦ год
¦подпро- ¦ ¦ ¦
¦граммы ¦ ¦ ¦
--------------------------------------------------------------------
ВСЕГО 773,3 209,7 295 268,6
в том числе:
федеральный бюджет 259 81 86 92
бюджетное финансирование на 346 77 154 115
возвратной основе
внебюджетные источники 168,3 51,7 55 61,6
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ 346 77 154 115
в том числе:
бюджетное финансирование на 346 77 154 115
возвратной основе
внебюджетные источники - - - -
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ 259 81 86 92
И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ
РАБОТЫ
в том числе:
федеральный бюджет 259 81 86 92
внебюджетные источники - - - -
ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ 168,3 51,7 55 61,6
РАСХОДЫ
в том числе:
федеральный бюджет - - - -
внебюджетные источники 168,3 51,7 55 61,6
Ожидаемые конечные - емкость телефонной сети общего пользова-
результаты реализации ния увеличится до 63-78 млн. телефонных
подпрограммы аппаратов с плотностью 40-50 аппаратов
на 100 жителей;
число абонентов сети подвижной
радиосвязи возрастет до уровня 2-3
процентов от общего числа абонентов;
число спутниковых каналов связи
возрастает до 15-25 процентов от общего
количества каналов в стране
Развитие связи, телевидения и радиовещания в настоящее время отнесено к числу высших государственных приоритетов научно-технической и экономической политики России. Являясь составной частью инфраструктуры экономики, системы связи, телевидения и радиовещания обеспечивают передачу и распределение информационных потоков, необходимых для функционирования органов государственной власти, развития всех отраслей промышленности, а также нужд сельского хозяйства, обороны и безопасности страны, культуры, образования и здравоохранения.
В то же время имеется отставание России от развитых стран в оснащении системами и средствами связи, телевидения и радиовещания, что приносит большие экономические и социальные потери. Такое отставание определяется недостаточными инвестициями в развитие связи, которые составляют доли процента от общих объемов капитальных вложений (против 2-3 процентов в развитых капиталистических странах).
Недостаточные инвестиции приводят к снижению выпуска необходимого оборудования, что обуславливает необходимость массовых закупок средств связи за рубежом, опустошающих федеральный бюджет и валютные ресурсы страны, при наличии собственных мощностей в различных отраслях промышленности с достаточно высоким научно-техническим и производственным потенциалом. С целью обеспечения реализации основных государственных, региональных и ведомственных проектов и программ развития телекоммуникационных и информационных систем на основе применения отечественной аппаратуры систем и средств связи в 1992-1994 годах были утверждены и финансировались за счет бюджетных средств на возвратной основе 56 из 112 разработанных предприятиями отрасли конверсионных программ, которые были направлены на завершение строительства объектов высокой степени готовности, на расширение имеющихся и создание новых мощностей, обеспечивающих:
техническое переоснащение взаимоувязанной сети связи Российской Федерации;
создание государственной информационной сети для правовой, банковской, налоговой и производственной деятельности;
поэтапное создание и развитие цифровой системы связи России, с созданием на первом этапе цифровой коммутационной сети на 150 тыс. абонентов;
внедрение новых услуг связи, значительное повышение качества предоставляемых услуг за счет внедрения цифровой системы связи повышенной надежности;
создание условий для развития сотовых систем подвижной радиосвязи общего пользования, а также систем радиотелефонизации сельских и удаленных районов.
Для эффективного использования вновь созданных в 1992-1994 годах мощностей и рабочих мест, а также для решения актуальных задач по развитию в стране инфраструктуры связи и обработки информации, являющейся необходимым условием развития экономических реформ и рыночных отношений, эффективного функционирования промышленности, сельского хозяйства и кредитно-финансовой сферы, разработана настоящая подпрограмма.
Цель подпрограммы - создание информационной системы страны с учетом использования новых технологий в области средств связи и информатики, в том числе спутниковой и радиорелейной связи и телевидения, а также создание ЭВМ нового поколения и организация на их основе территориальных центров информатики для обеспечения информационными услугами потребностей народного хозяйства, населения и органов государственной власти на базе современной отечественной конкурентоспособной, соответствующей международным стандартам аппаратуры средств и систем связи, телевидения и радиовещания.
Прежде всего это должно реализоваться на базе создания цифровых систем передачи, автоматических телефонных станций высокого уровня, радиорелейных средств для магистральной сети, комплекса технических средств спутниковой связи с кодовым разделением каналов и средств управления, волоконно-оптических систем связи, систем и средств подвижной радиосвязи, коммутационной техники, разнообразной абонентской аппаратуры, являющихся основой для развития взаимоувязанной сети связи России.
Подпрограмма направлена на установление экономически и социально обоснованных пропорций отечественного и зарубежного оборудования на российском телекоммуникационном рынке. Реализация подпрограммы будет способствовать изменению наметившейся негативной тенденции в этой области и улучшению соотношения в пользу российских производителей.
Одновременно на базе эффективного использования научно-технического потенциала решается проблема сохранения и создания новых рабочих мест в высокотехнологических отраслях производства.
При разработке подпрограммы учитывались требования общегосударственных гражданских заказчиков и потребителей (Минсвязи России, Роскоминформ, российские радиотелевизионные компании), особенности специальных систем (Минобороны России, ФСБ России, МВД России, ФАПСИ), интересы и потребности основных отраслей экономики (обеспечение связью всех видов транспорта, в том числе железнодорожного, автомобильного, морского, речного и авиационного и технологической связью в интересах горнодобывающих отраслей и энергетики).
Выделение требуемого объема средств и его реализация позволят создать производственные мощности по выпуску современной аппаратуры систем и средств связи объемом 2177 млрд.рублей в год, из которых 46,1 процента мощностей будут созданы по направлению "Системы и средства радиосвязи", 14,4 процента - "Коммутационная техника" и 12,5 процента - "Терминальное оборудование".
Реализация подпрограммы обеспечит сохранение и развитие высокого оборонного научно-технического потенциала и эффективное использование в интересах народного хозяйства мощностей, высвобождаемых в результате проведения конверсии.