Недействующий

О Федеральной целевой программе конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы" (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

РОЛЬ РЕГИОНОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ,
ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОГРАММОЙ

Реализация задач, определенных Программой, должна найти отражение в региональных программах конверсии, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Преимущество региональных конверсионных программ заключается в том, что их реализация позволит комплексно использовать мощности, освобождаемые от военного производства. При этом сочетание имеющихся в регионах различных производств (как на оборонных, так и на необоронных предприятиях) позволит организовать производства с законченным технологическим циклом, рационально решить проблемы создания необходимых кооперационных связей, освоить с наименьшими затратами выпуск современных изделий высокого уровня. При этом наряду с оказанием государственной поддержки конверсируемым предприятиям могут быть эффективно использованы средства регионов, заказчиков и частных инвесторов, а также создаваться благоприятные условия для предприятий, участвующих в осуществлении этих программ. Реализация региональных конверсионных программ позволит решить социальные проблемы по обеспечению занятости работников, высвобождаемых из военного производства, и обеспечить потребности регионов в качественной промышленной продукции, в том числе в товарах для населения.

Опыт осуществления конверсии в 1992-1994 годах показывает, что в регионах, где местные администрации активно включились в эту работу, достигнуты существенные результаты по перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск продукции гражданского назначения. Большая работа по разработке и реализации региональных программ конверсии проделана правительствами Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Республики Бурятия, Республики Дагестан, администрациями Свердловской, Нижегородской, Самарской, Тульской, Саратовской, Калужской, Иркутской, Пензенской, Ростовской и ряда других областей.

На новом этапе конверсии эта работа должна быть расширена. С этой целью необходимо разработать соответствующие нормативноправовые акты, стимулирующие активизацию проведения конверсионных мероприятий со стороны органов исполнительной власти.

Успешной реализации Программы должно способствовать расширение интеграционного сотрудничества со странами СНГ, которое должно развиваться в том числе по линии обеспечения кооперационных поставок материалов, комплектующих изделий и заготовок, необходимых для производства конкурентоспособной продукции гражданского назначения, включая сложную бытовую технику.

Для этого необходимо решить на межгосударственном уровне вопросы о порядке использования и взаимного обмена высокими технологиями, полученными в производстве вооружения и военной техники, а также решить вопросы взаимного стимулирования сотрудничества по производству продукции гражданского назначения и товаров народного потребления на конверсируемых мощностях. Порядок организации этой работы должен быть определен соответствующими межправительственными соглашениями.

В сложившихся экономических условиях претерпят изменения меры и формы государственной поддержки предприятий в области внешнеэкономической деятельности. Научно-технический потенциал российских оборонных предприятий достаточно высок и представляет значительный интерес для иностранных инвесторов. Это касается реализации как крупных совместных проектов, так и высокотехнологичных средних и мелких производств. При этом иностранные инвестиции нельзя рассматривать как универсальное средство для решения всех проблем. Они должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в ускорении внедрения новейших методов организации производства и новых технологий для совместных выходов на инвестиционные и товарные рынки.

Программой предусматривается государственная поддержка прежде всего высокотехнологичных совместных конверсионных проектов, прямое финансирование работ по переходу на системы стандартизации продукции и технологий в соответствии с мировыми стандартами качества, организация отечественной инфраструктуры по международной сертификации как продукции, так и производственно-технологических процессов ее создания.

Вместе в тем государственная поддержка будет оказываться также продвижению на международные рынки конкурентоспособной высокотехнологичной научно-технической отечественной продукции. Значительные средства, предусмотренные Программой, будут направлены на поддержание экспортного потенциала научных организаций в области аэрогидродинамики, комплексных исследований по материаловедению, методов обработки и сварки различных материалов, разработки программного обеспечения и новых принципиальных методов проектирования вычислительной техники и др.