Наименование подпрограммы - Развитие гражданской авиационной
техники (1995-2000 годы)
Государственный заказчик - Минтранс России
подпрограммы
Основные исполнители - конверсируемые предприятия и
организации оборонной промышленности
Основные разработчики - Департамент экономики оборонной
промышленности Минэкономики России,
Госкомоборонпром России,
Минтранс России
Основная цель подпрограммы - создание нового поколения воздушных
судов гражданской авиации,
соответствующих мировому уровню
Важнейшие целевые - выпуск авиационной гражданской техники
показатели в 1995-1997 годах:
дальнемагистральные самолеты - 9;
среднемагистральные самолеты - 70;
ближнемагистральные самолеты - 13;
самолеты местных авиалиний - 322;
вертолеты различного назначения - 92;
двигатели различного назначения -
2084.
Создание дополнительно 80 тыс.рабочих
мест в гражданском авиастроении
Сроки реализации - 1995-2000 годы
подпрограммы
Объемы и источники финансирования
млрд. рублей в ценах 1995 года
--------------------------------------------------------------------
¦ На период¦ ¦ 1996 ¦ 1997
¦реализации¦ 1995 год ¦ год ¦ год
¦подпро- ¦ ¦ ¦
¦граммы ¦ ¦ ¦
--------------------------------------------------------------------
ВСЕГО 3910,7 964,1 1524 1422,6
в том числе:
федеральный бюджет 1757,9 425,9 650 682
бюджетное финансирование на 1449 322 644 483
возвратной основе
внебюджетные источники 703,8 216,2 230 257,6
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ 1449 322 644 483
в том числе:
бюджетное финансирование на 1449 322 644 483
возвратной основе
федеральный бюджет - - - -
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ 1757,9 425,9 650 682
И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ
РАБОТЫ
в том числе:
федеральный бюджет 1757,9 425,9 650 682
внебюджетные источники - - - -
ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ 703,8 216,2 230 257,6
РАСХОДЫ
в том числе:
федеральный бюджет - - - -
внебюджетные источники 703,8 216,2 230 257,6
Ожидаемые конечные - переориентация и создание производствен-
результаты реализации ных мощностей гражданской авиационной те-
подпрограммы хники в объеме:
ВСЕГО - 5919,7 млрд.рублей,
в том числе:
1995 год - 1422,9 млрд.рублей;
1996 год - 2352,9 млрд.рублей;
1997 год - 2243,9 млрд.рублей;
полное удовлетворение потребности
отечественных авиакомпаний в воздушных
судах нового поколения;
широкая интеграция в мировой рынок
авиатехники
В соответствии с Государственной программой практически все (свыше 20) самолето- и вертолетостроительные заводы закончили переориентацию всех или части своих производственных мощностей на производство гражданских самолетов и вертолетов различных классов и назначения.
На указанных заводах реализуются или намечены к реализации 33 проекта летательных аппаратов, что позволяет практически полностью удовлетворить запросы коммерческих и государственных авиакомпаний, различных отраслей народного хозяйства, спортивных организаций и представителей делового мира.
Недостаточная эффективность конверсионных программ в 1993-1994 годах объясняется:
первоначальным распылением средств, вызванным желанием помочь как можно большему числу конверсируемых заводов оборонной промышленности;
отсутствием в ряде случаев, комплексного подхода к реализации некоторых проектов, так как не были взаимно увязаны деятельность проектировщиков, головных заводов и предприятий-комплектаторов, а также были допущены разрывы в технологической цепи "планер-двигатель-авионика";
некритическим подходом к отбору предложений, представленных заводами, в результате чего в перечень конверсионных программ, принятых к финансированию, было включено производство изделий, носящих второстепенный характер;
неблагоприятной экономической обстановкой в стране в 1993-1994 годах (кризис неплатежей, нехватка оборотных средств и пр.);
дестабилизирующим влиянием ряда решений и указаний директивных органов о рассмотрении и включении дополнительных проектов в перечень уже утвержденных программ;
резкое сокращение численности сотрудников в научноконструкторском комплексе авиационной промышленности вследствие резкого снижения бюджетного финансирования, задержек с перечислением средств, значительных скачков цен на энергоносители и т.д.
На преодоление и устранение перечисленных недостатков в 1995-1997 годах будут направлены основные мероприятия по реализации подпрограммы.
Основными целями и задачами подпрограммы являются:
1. Создание к 2000 году нового поколения воздушных судов гражданской авиации, соответствующего прогнозируемому мировому уровню по технико-экономическим показателям, включающим:
топливную эффективность магистральных самолетов всех классов на уровне 15-18 г/пасс.-км, для самолетов местных воздушных линий 15-25 г/пасс.-км в зависимости от вместимости и для вертолетов - 0,5 - 0,7 кг/т-км;
полное соответствие международным требованиям к безопасности полетов, воздействию воздушных судов на окружающую среду, уровню комфорта в пассажирском салоне;
обеспечение за счет новых технологий и совершенства конструкции летательных аппаратов технической возможности увеличения годовых налетов воздушных судов до 3500-5000 летных часов для магистральных самолетов разных классов, до 2400-3000 летных часов для самолетов местных воздушных линий и до 1800-2400 часов для средних и тяжелых вертолетов.
2. Расширение номенклатуры серийно производимых типов летательных аппаратов для нужд различных отраслей народного хозяйства (сельскохозяйственные работы, тушение лесных пожаров, ледовая и геологическая разведка, рыбные промыслы, картографирование, патрулирование и охрана природы).
3. Значительное улучшение эргономических характеристик, характеристик эксплуатационной технологичности гражданской авиационной техники на основе внедрения новых технологий по авионике, цифровому электронному оборудованию, новых конструкционных, в том числе неметаллических, материалов.
4. Использование научного задела в таких областях, как аэродинамика, газодинамика и прочность летательных аппаратов в целях создания техники XXI века, освоения сверх- и гиперзвуковых скоростей полета, создания пассажирских самолетов сверхбольшой вместимости.
5. Сохранение научного и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности как определяющего фактора конкурентоспособности ее продукции на мировом рынке.
6. Реализация экспортных возможностей авиационной промышленности.
Завершение создания производственных мощностей на авиастроительных заводах поставило на повестку дня вопрос их качественного использования. В 1995-1997 годах практически на всех самолето- и вертолетостроительных заводах начнется серийный выпуск различных типов летательных аппаратов. Но в соответствии с решением о селективной поддержке авиационной промышленности и исходя из условий экономической ситуации, сложившейся в 1995 году, средства подпрограммы будут сосредоточенно направлены в первую очередь на реализацию тех проектов, которые в ближайшее время решат задачи выпуска пассажирских самолетов, необходимых народному хозяйству (Ил-96М, Ил-96-300, Ту-204-200, Ан-38 и двигателей к этим самолетам ПС-90А и ТВД-20), а также на создание авиационной техники, дающей возможность быстрой ее реализации на международном рынке (Бе-200, Ан-38, Як-48, Ка-64, Ми-34).
В рамках реализации подпрограммы будет предусмотрена помощь тем предприятиям и организациям, которые выходят на сотрудничество с иностранными авиационными фирмами по совместному производству гражданской авиатехники. Такое сотрудничество позволит поднять экспортный уровень нашей авиапродукции и устранить трудности с ее сертификацией на международном уровне.
Наряду с решением чисто производственных задач будет обращено внимание на совершенствование организационных структур авиационной промышленности, выработку новой кредитно-финансовой политики и новых механизмов финансирования реализации продукции, а также участие в создании производственно-технологических комплексов, мощных авиационных компаний, концернов, финансово-промышленных групп и т.п.