Недействующий

О Федеральной целевой программе конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы" (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

ПОДПРОГРАММА ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА
(1995-2000 годы)

Наименование подпрограммы   -  Возрождение Российского флота
                               (1995-2000 годы)

Государственный заказчик    -  Минтранс России
подпрограммы

Основные исполнители        -  конверсируемые предприятия и
                               организации оборонной промышленности

Основные разработчики       -  Департамент экономики оборонной
                               промышленности Минэкономики России,
                               Госкомоборонпром России,
                               Минтранс России

Основная цель подпрограммы  -  обеспечение морского, речного и рыбо-
                               промыслового флотов современными
                               судами, соответствующими мировым
                               технико-экономическим показателям

Важнейшие целевые           -  постройка судов в 1995-1997 годах:
показатели                     морские транспортные суда - 142;
                               речные суда и суда смешанного
                               типа - 100;
                               пассажирские суда - 174;
                               суда промыслового флота - 410;
                               суда обеспечения - 137.

   Создание дополнительно свыше 50 тыс.
    рабочих мест в гражданском судострое-

                               нии

Сроки реализации            -  1995-2000 годы
подпрограммы

Объемы и источники финансирования

                                      млрд. рублей в ценах 1995 года
--------------------------------------------------------------------
                               ¦ На период¦          ¦ 1996 ¦ 1997
                               ¦реализации¦ 1995 год ¦  год ¦ год
                               ¦подпро-   ¦          ¦      ¦
                               ¦граммы    ¦          ¦      ¦
--------------------------------------------------------------------
      ВСЕГО                     1684,6      411,6      670     603
  в том числе:

федеральный бюджет               280,6       60,6      100     120

бюджетное финансирование на      945        210        420     315
возвратной основе

внебюджетные источники           459        141        150     168

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ             945        210        420     315
  в том числе:

бюджетное финансирование на      945        210        420     315
возвратной основе

федеральный бюджет               -           -          -      -

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ         280,6       60,6      100     120
И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ
РАБОТЫ
  в том числе:

федеральный бюджет               280,6       60,6      100     120

внебюджетные источники           -           -          -      -

ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ                   459        141        150     168
РАСХОДЫ
  в том числе:

федеральный бюджет               -           -          -      -

внебюджетные источники           459        141        150     168


Ожидаемые конечные      -  переориентация и создание  производствен-
результаты реализации      ных мощностей в судостроительной  промыш-               на 200 предприятиях и верфях в объеме
подпрограммы               ленности на  200  предприятиях и верфях в
                           объеме 3812,3 млрд.рублей,
                               в том числе:

                             1995 год -  930,0 млрд.рублей;
                             1996 год - 1517,7 млрд.рублей;
                             1997 год - 1364,6 млрд.рублей;

                             реализация более 950 проектов судов
                           различных классов и назначения для
                           полного удовлетворения потребностей
                           торгового, речного и промыслового флотов

Судостроительная промышленность России, включающая в себя в основном заводы, расположенные во внутренних районах и способные строить лишь малотоннажные и среднетоннажные суда, сегодня насчитывает более 200 промышленных предприятий (из них 44 верфи), проектных и научно-исследовательских организаций различных форм собственности. Общая численность занятых в отрасли работников составляет 370 тыс. человек, а с учетом смежных отраслей - 1 млн. человек.

Общие финансово-экономические трудности в значительной степени затронули и судостроительную промышленность. Отсутствие в России принятой в большинстве зарубежных стран с развитым судостроением практики финансирования строительства судов все в большей степени вынуждает отечественных судовладельцев пользоваться для обновления и пополнения флота услугами зарубежных судостроителей.

Существующие в России система таможенных пошлин и налог на добавленную стоимость на ввозимые из-за рубежа комплектующее оборудование и материалы для судов в сочетании с налоговыми льготами на закупаемые за рубежом суда, а также высокие ставки налогов приводят к тому, что закупаемое за рубежом судно зачастую обходится российскому судовладельцу дешевле на 12-15 процентов, чем аналогичное отечественное. Так, из намеченных Минтрансом России к закупке в 1995-1999 годах 86 судов торгового морского флота на долю российских верфей приходится только 39 судов. Аналогичная ситуация складывается и по другим видам флота.

Эти обстоятельства не позволяют полностью загрузить производственные мощности и рабочие места в российском судостроении, что значительно снижает эффективность конверсионных мероприятий. В связи с сокращением заказов загрузка производственных мощностей в 1994 году составила 40 процентов, а общая численность в судостроении сократилась на 35 процентов.

В настоящее время перед российским судостроением ставится задача увеличить до 2000 года объем гражданского судостроения по сравнению с 1992-1995 годами в денежном выражении в 4-4,5 раза и в 3-3,5 раза - по количеству судов. В силу присущих судостроительной промышленности особенностей (большая фондоемкость, длительные циклы постройки судов и окупаемости капитальных вложений, значительное чило поставщиков-контрагентов) реализация подпрограммы возрождения Российского флота потребует особого подхода.

При реализации подпрограммы в 1995-1997 годах наряду с традиционными производственными вопросами конверсии должны быть предусмотрены нетрадиционные методы поддержки и развития производственного и научно-технического потенциала отрасли, основанные на мировом опыте и учитывающие особенности отечественного судостроения в современных условиях, а также состояние и потребности российского транспортного, рыбопромыслового и других флотов.

Такими первоочередными мероприятиями являются:

сосредоточение проектирования судов на верфях, имеющих небольшие, хорошо оснащенные компьютерной техникой конструкторские бюро, разрабатывающие квалификационные проекты, с привлечением к монтажу оборудования и механизмов специализированных фирм (по обстройке, монтажу оборудования и трубопроводов, электромонтажным работам и т.д.), что приведет к сокращению цикла постройки до уровня зарубежных стандартов. В 1997 году этот цикл должен соответствовать срокам, принятым в США и Западной Европе;

разработка и внедрение системы взаимовыгодного кооперирования со странами СНГ, направленной на частичное восполнение необходимых поставок комплектующего оборудования, полуфабрикатов и материалов предприятиями, оставшимися за пределами России;

совершенствование методов постройки судов путем внедрения зональных технологий, ориентированных на конечный продукт;

повышение потребительских свойств, качества, надежности и конкурентоспособности судового комплектующего оборудования за счет применения технологического оборудования, материалов, полуфабрикатов и элементной базы смежных отраслей промышленности, закупки лицензий на комплектующие системы, приборы и оборудование;

расширение производства комплектующего оборудования до требуемого уровня путем перепрофилирования производства и привлечения высвобожденных в результате первого этапа конверсии мощностей приборо- и машиностроительных предприятий;

внедрение принципиально новых технологических процессов с использованием энергий высокой плотности (лазерной, плазменной, электроимпульсной и др.), а также создание и применение машин, оборудования, средств механизации на основе использования новых физических явлений, снижающих уровень ручного труда и уменьшающих экологическую нагрузку на окружающую среду.

Кроме того, необходимо предусмотреть меры по оказанию поддержки судостроению, и в частности:

выработать предложения и меры, позволяющие российским пароходствам переориентировать заказы на закупку судов с зарубежных верфей на отечественные;

оказать поддержку научному потенциалу и проектному обеспечению гражданского судостроения, учитывая высокий уровень отечественной науки в области судостроения и то, что спрос на российские научные разработки за рубежом возрос, особенно за последние годы;

выработать предложения по предоставлению государственных гарантий по кредитам и инвестициям, направляемым в отечественное судостроение;

внедрить в практику осуществление допостроечного кредитования судостроителей в размере 80 процентов стоимости судна с последующим погашением кредита потребителем-эксплуатантом;

выработать условия, позволяющие привлечь предприятия стран СНГ для производства комплектующих изделий для нужд судостроения;

выработать предложения по совершенствованию организационных структур и механизмов финансирования в области судостроения.