Наименование подпрограммы - Возрождение Российского флота
(1995-2000 годы)
Государственный заказчик - Минтранс России
подпрограммы
Основные исполнители - конверсируемые предприятия и
организации оборонной промышленности
Основные разработчики - Департамент экономики оборонной
промышленности Минэкономики России,
Госкомоборонпром России,
Минтранс России
Основная цель подпрограммы - обеспечение морского, речного и рыбо-
промыслового флотов современными
судами, соответствующими мировым
технико-экономическим показателям
Важнейшие целевые - постройка судов в 1995-1997 годах:
показатели морские транспортные суда - 142;
речные суда и суда смешанного
типа - 100;
пассажирские суда - 174;
суда промыслового флота - 410;
суда обеспечения - 137.
Создание дополнительно свыше 50 тыс.
рабочих мест в гражданском судострое-
нии
Сроки реализации - 1995-2000 годы
подпрограммы
Объемы и источники финансирования
млрд. рублей в ценах 1995 года
--------------------------------------------------------------------
¦ На период¦ ¦ 1996 ¦ 1997
¦реализации¦ 1995 год ¦ год ¦ год
¦подпро- ¦ ¦ ¦
¦граммы ¦ ¦ ¦
--------------------------------------------------------------------
ВСЕГО 1684,6 411,6 670 603
в том числе:
федеральный бюджет 280,6 60,6 100 120
бюджетное финансирование на 945 210 420 315
возвратной основе
внебюджетные источники 459 141 150 168
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ 945 210 420 315
в том числе:
бюджетное финансирование на 945 210 420 315
возвратной основе
федеральный бюджет - - - -
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ 280,6 60,6 100 120
И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ
РАБОТЫ
в том числе:
федеральный бюджет 280,6 60,6 100 120
внебюджетные источники - - - -
ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ 459 141 150 168
РАСХОДЫ
в том числе:
федеральный бюджет - - - -
внебюджетные источники 459 141 150 168
Ожидаемые конечные - переориентация и создание производствен-
результаты реализации ных мощностей в судостроительной промыш- на 200 предприятиях и верфях в объеме
подпрограммы ленности на 200 предприятиях и верфях в
объеме 3812,3 млрд.рублей,
в том числе:
1995 год - 930,0 млрд.рублей;
1996 год - 1517,7 млрд.рублей;
1997 год - 1364,6 млрд.рублей;
реализация более 950 проектов судов
различных классов и назначения для
полного удовлетворения потребностей
торгового, речного и промыслового флотов
Судостроительная промышленность России, включающая в себя в основном заводы, расположенные во внутренних районах и способные строить лишь малотоннажные и среднетоннажные суда, сегодня насчитывает более 200 промышленных предприятий (из них 44 верфи), проектных и научно-исследовательских организаций различных форм собственности. Общая численность занятых в отрасли работников составляет 370 тыс. человек, а с учетом смежных отраслей - 1 млн. человек.
Общие финансово-экономические трудности в значительной степени затронули и судостроительную промышленность. Отсутствие в России принятой в большинстве зарубежных стран с развитым судостроением практики финансирования строительства судов все в большей степени вынуждает отечественных судовладельцев пользоваться для обновления и пополнения флота услугами зарубежных судостроителей.
Существующие в России система таможенных пошлин и налог на добавленную стоимость на ввозимые из-за рубежа комплектующее оборудование и материалы для судов в сочетании с налоговыми льготами на закупаемые за рубежом суда, а также высокие ставки налогов приводят к тому, что закупаемое за рубежом судно зачастую обходится российскому судовладельцу дешевле на 12-15 процентов, чем аналогичное отечественное. Так, из намеченных Минтрансом России к закупке в 1995-1999 годах 86 судов торгового морского флота на долю российских верфей приходится только 39 судов. Аналогичная ситуация складывается и по другим видам флота.
Эти обстоятельства не позволяют полностью загрузить производственные мощности и рабочие места в российском судостроении, что значительно снижает эффективность конверсионных мероприятий. В связи с сокращением заказов загрузка производственных мощностей в 1994 году составила 40 процентов, а общая численность в судостроении сократилась на 35 процентов.
В настоящее время перед российским судостроением ставится задача увеличить до 2000 года объем гражданского судостроения по сравнению с 1992-1995 годами в денежном выражении в 4-4,5 раза и в 3-3,5 раза - по количеству судов. В силу присущих судостроительной промышленности особенностей (большая фондоемкость, длительные циклы постройки судов и окупаемости капитальных вложений, значительное чило поставщиков-контрагентов) реализация подпрограммы возрождения Российского флота потребует особого подхода.
При реализации подпрограммы в 1995-1997 годах наряду с традиционными производственными вопросами конверсии должны быть предусмотрены нетрадиционные методы поддержки и развития производственного и научно-технического потенциала отрасли, основанные на мировом опыте и учитывающие особенности отечественного судостроения в современных условиях, а также состояние и потребности российского транспортного, рыбопромыслового и других флотов.
Такими первоочередными мероприятиями являются:
сосредоточение проектирования судов на верфях, имеющих небольшие, хорошо оснащенные компьютерной техникой конструкторские бюро, разрабатывающие квалификационные проекты, с привлечением к монтажу оборудования и механизмов специализированных фирм (по обстройке, монтажу оборудования и трубопроводов, электромонтажным работам и т.д.), что приведет к сокращению цикла постройки до уровня зарубежных стандартов. В 1997 году этот цикл должен соответствовать срокам, принятым в США и Западной Европе;
разработка и внедрение системы взаимовыгодного кооперирования со странами СНГ, направленной на частичное восполнение необходимых поставок комплектующего оборудования, полуфабрикатов и материалов предприятиями, оставшимися за пределами России;
совершенствование методов постройки судов путем внедрения зональных технологий, ориентированных на конечный продукт;
повышение потребительских свойств, качества, надежности и конкурентоспособности судового комплектующего оборудования за счет применения технологического оборудования, материалов, полуфабрикатов и элементной базы смежных отраслей промышленности, закупки лицензий на комплектующие системы, приборы и оборудование;
расширение производства комплектующего оборудования до требуемого уровня путем перепрофилирования производства и привлечения высвобожденных в результате первого этапа конверсии мощностей приборо- и машиностроительных предприятий;
внедрение принципиально новых технологических процессов с использованием энергий высокой плотности (лазерной, плазменной, электроимпульсной и др.), а также создание и применение машин, оборудования, средств механизации на основе использования новых физических явлений, снижающих уровень ручного труда и уменьшающих экологическую нагрузку на окружающую среду.
Кроме того, необходимо предусмотреть меры по оказанию поддержки судостроению, и в частности:
выработать предложения и меры, позволяющие российским пароходствам переориентировать заказы на закупку судов с зарубежных верфей на отечественные;
оказать поддержку научному потенциалу и проектному обеспечению гражданского судостроения, учитывая высокий уровень отечественной науки в области судостроения и то, что спрос на российские научные разработки за рубежом возрос, особенно за последние годы;
выработать предложения по предоставлению государственных гарантий по кредитам и инвестициям, направляемым в отечественное судостроение;
внедрить в практику осуществление допостроечного кредитования судостроителей в размере 80 процентов стоимости судна с последующим погашением кредита потребителем-эксплуатантом;
выработать условия, позволяющие привлечь предприятия стран СНГ для производства комплектующих изделий для нужд судостроения;
выработать предложения по совершенствованию организационных структур и механизмов финансирования в области судостроения.