Необходимость разработки Программы еще до завершения срока действия предыдущей Государственной программы обусловлена следующими основными особенностями предстоящего периода:
1) дополнительным сокращением государственного оборонного заказа в 1994 году (снижение объема военного производства по сравнению с прогнозируемым составило 24,3 процента). В результате глубина конверсии достигла 39,2 процента к 1993 году и 78,6 процента к 1991 году. Дополнительное высвобождение работников достигло свыше 600 тыс. человек. Расчеты показывают, что дальнейшее высвобождение основного персонала из военного производства ведет к разрыву технологических цепей и делает невозможным выпуск вооружения и военной техники в количестве и объемах, прогнозируемых на 1995-1996 годы. Для сохранения высококвалифицированных кадров и предотвращения технологического распада производства предприятиям оборонного комплекса необходимо оказать государственную поддержку за счет средств федерального бюджета и направить их на содержание основного персонала, обеспечивающего выполнение работ по технологическому циклу, а также на содержание уникального оборудования и стендов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро;
2) решением задач, предусмотренных Программой Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", определившей вектор реформ - "от выживания к развитию". В частности, в условиях сокращения объемов централизованного финансирования необходимо предусмотреть:
создание условий для самофинансирования процессов структурной и технологической конверсии;
осуществление действенного контроля за выделением и использованием государственных средств на структурную перестройку оборонного комплекса;
более активное использование возможностей, полномочий и ресурсов регионов в интересах проведения процесса конверсии;
создание системы различных форм государственных гарантий по средствам, инвестируемым в конверсионные программы и проекты;
привлечение на конкурсной основе для кредитования конверсионных проектов наряду с бюджетными средствами средств частных инвесторов;
повышение эффективности процесса конверсии за счет использования лизингового механизма;
3) проведением мероприятий по реструктуризации оборонной промышленности путем концентрации разработки и производства вооружения и военной техники на ограниченном числе предприятий, дальнейшего акционирования предприятий, содержание которых в государственной собственности нецелесообразно, при определении доли и места различных форм собственности в этой категории предприятий в соответствии с перераспределением оборонных заказов и мобилизационных заданий. При этом необходимо учитывать, что оптимальным объектом приватизации является группа предприятий, технологически и производственно взаимосвязанных. Концентрация финансовых возможностей указанных групп с учетом привлечения средств частных инвесторов обеспечит предпосылки формирования инвестиционных компаний, необходимых для осуществления на конкурсной основе инвестиционных и инновационных проектов в рамках Программы.
Таким образом, ряд существенных изменений как в общеэкономической ситуации, так и в положении конверсируемых предприятий оборонно-промышленного комплекса России, произошедших со времени принятия Государственной программы, требует корректировки подходов к проблеме конверсии. Основополагающим принципом при этом должно стать более широкое использование всего спектра мер государственной структурной политики в интересах конверсии.
Основные принципы, положенные в основу разработки Программы:
переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной государственной поддержке перспективных производств и выпуска отдельных видов продукции гражданского назначения, уменьшение числа приоритетов, определенных в действующей Государственной программе;
концентрация государственных средств для реализации программ и проектов предприятий, направленных, прежде всего, на решение наиболее важных народнохозяйственных проблем в сфере транспорта, здравоохранения, безопасности производства в добывающих отраслях промышленности, внедрение импортозамещающих технологий и оборудования, новых агротехнологий и др.;
постепенный перенос акцента с прямых (инвестиционных) методов государственной поддержки конверсии на косвенные (организационно-институциональные) методы. При этом на этапе переходного периода к указанной схеме предполагается обеспечить прямую финансовую поддержку конверсионных проектов.
Программа носит сквозной характер и обеспечивает преемственность по отношению к предыдущей Государственной программе.