Конверсия военно-промышленного комплекса определена как один из важнейших приоритетов государственной структурной политики.
При ориентации на отечественный научно-промышленный потенциал, в котором оборонный комплекс является аккумулятором новейших научно-технических достижений, представляющих собой национальную ценность, процесс конверсии, совмещенный по времени с соответствующими структурными и институциональными преобразованиями и обеспеченный необходимой государственной поддержкой, может стать наиболее перспективным с точки зрения развития экономики страны и позволит создать задел для дальнейшего качественного совершенствования производства, а также обеспечить необходимые гарантии экономической безопасности страны.
Решение этой проблемы, не имеющей по своим масштабам, глубине и социально-экономическим последствиям аналогов в мировой практике (конверсией в 1992-1994 годах было охвачено свыше 1,5 тыс. предприятий и организаций, из сферы военного производства было высвобождено около 2 млн. человек, в том числе более 600 тысяч - в 1994 году), осуществляется системно в соответствии с целями и приоритетами, предусмотренными Государственной программой. Основные задачи Государственной программы заключаются в сохранении и эффективном использовании в новых экономических условиях производственного, кадрового и инновационного потенциала оборонных отраслей путем перепрофилирования производств и создания дополнительных рабочих мест в гражданской сфере экономики, использовании его для модернизации и реконструкции экономики, развитии экспортной базы и импортозамещения.
Государственная программа построена по сквозной трехуровневой системе:
на первом уровне реализуются программы конверсии предприятий и организаций;
на втором уровне реализуются 14 целевых конверсионных подпрограмм по приоритетным направлениям структурной перестройки экономики, направленные на создание конкретных видов продукции гражданского назначения;
на третьем уровне осуществляется Государственная программа, позволяющая агрегировать задачи, решаемые целевыми подпрограммами и максимально использовать научно-технические разработки и наукоемкие технологии в создании конечного продукта.
Реализуемые в рамках Государственной программы конверсии конкурсные механизмы государственной поддержки приоритетных направлений конверсии направлены на оказание помощи значительному числу предприятий для адаптации и выработки новых моделей поведения с учетом определенных задач и устанавливаемых государством "правил игры" и нацелены на развитие процессов самоорганизации и саморегулирования на микроуровне. Так, предприятия самостоятельно, как это предусмотрено Законом Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации", выбирают наиболее оптимальные пути перепрофилирования производства, привлекая для этого, прежде всего, собственные средства, изучая спрос, налаживая хозяйственные связи, в том числе внешнеэкономические.
Среди основных мер государственной поддержки, которые носят строго целевой характер, следует выделить ограниченное бюджетное финансирование, а именно:
дотирование предприятий в связи с потерей прибыли для переподготовки работников и выплаты выходного пособия;
предоставление дотаций на содержание социальной инфраструктуры и уникальной испытательной базы;
предоставление льготного кредита на перепрофилирование производства.
При этом государственное целевое кредитование программ конверсии предприятий, прошедших конкурсный отбор и утвержденных в установленном порядке, осуществляется через коммерческие банки.
Такие подходы позволяют в комплексе решать как текущие проблемы по обеспечению гарантий государства в области социальной защиты высвобождаемых из военного производства работников, так и перспективные задачи по перепрофилированию производства и созданию дополнительных рабочих мест в гражданской сфере производства и реализации приоритетов структурной перестройки экономики.
В 1992-1994 годах с использованием предоставленных Правительством Российской Федерации целевых кредитов в объеме 956 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет) и собственных средств конверсируемых предприятий (около 350 млрд. рублей) были созданы производственные мощности по выпуску многих видов продукции гражданского назначения, отвечающей современным техническим и эксплуатационным требованиям, обеспечивающей снижение закупок по импорту и пользующейся повышенным спросом, на общую сумму 3,9 трлн.рублей. Это позволило создать дополнительно около 650 тыс. рабочих мест для трудоустройства работников, высвобожденных из военного производства.
Ход реализации Государственной программы в целом свидетельствует о ее высокой эффективности в создании современных производств - на 1 рубль затраченных кредитных средств обеспечивается прирост мощностей на 3-5 рублей.
В результате ускоренной организации выпуска на перепрофилированных мощностях продукции гражданского назначения ее удельный вес в общих объемах производства оборонного комплекса составил в 1994 году свыше 78 процентов и увеличился почти на 18 процентных пунктов по сравнению с 1991 годом, а по сравнению с доконверсионным 1988 годом - на 36 пунктов. При этом на основе использования имеющегося научного задела, в том числе технологий двойного применения и новых разработок, опережающими темпами развивалось производство пользующихся спросом высокоэффективных, наукоемких изделий гражданского назначения, медицинской техники и товаров длительного пользования.
В условиях конверсии научные организации оборонного комплекса все в большей степени ориентируются на гражданскую тематику, которая к 1994 году составила более половины от общего объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. От эффективного использования современной научной базы оборонного комплекса во многом зависит повышение конкурентоспособности отечественного промышленного производства, а также реализации конверсионных программ. В рамках Государственной программы научными и конструкторскими организациями оборонного комплекса ежегодно выполняются около 5-6 тыс. работ, в частности, по созданию новых поколений авиационной техники, гражданского судостроения, средств связи и телекоммуникаций, медицинской техники, радиоэлектроники, а также работы по другим направлениям в соответствии с приоритетами структурной перестройки экономики России, из которых в 1992-1994 годах свыше 4 тысяч завершены.
Однако анализ реализации целевых конверсионных подпрограмм в 1992-1994 годах показал, что серьезные недостатки с финансированием конверсионных мероприятий, снижение платежеспособного спроса на продукцию гражданского назначения, обусловленное кризисными процессами в экономике, дополнительное значительное сокращение государственного оборонного заказа в 1994 году (не учтенное в Государственной программе) и отсутствие достаточных средств у конверсируемых предприятий существенно сказались на результатах реализации Государственной программы и не позволили в полной мере использовать потенциальные возможности эффективного использования высвобождаемых из военного производства мощностей.
В 1993 году конверсируемые предприятия получили 67 процентов от предусмотренных Государственной программой кредитных средств, в 1994 году - лишь 13 процентов.
В 1994 году на финансирование на возвратной основе программ конверсии предприятий предусматривалось выделить кредитные ресурсы Банка России в размере 1400 млрд. рублей. Фактически Минфином России было выделено на эти цели 579 млрд. рублей. Эти средства полностью перечислены предприятиям для оплаты конверсионных мероприятий.
Необходимо отметить, что серьезную роль в невыполнении предусмотренных Государственной программой мероприятий сыграли недостаточность и нескоординированность финансирования проведения опытно-конструкторских работ и работ по созданию мощностей по выпуску высокотехнологичных видов продукции, особенно в таких отраслях, как авиа- и судостроение. В частности, отставание от намеченных сроков серийного производства самолета Ту-204 вызвано тем, что сертификат летной годности получен в I квартале 1995 г. с ограничением по ресурсу двигателя ПС-90А, в то время как созданные по конверсионной программе мощности позволяют уже в 1995 году выпускать 20-25 машин в год. Созданные в г. Новосибирске производственные мощности дают возможность уже в 1996 году начать серийное изготовление 50 самолетов Ан-38, но из-за задержки производства двигателя ТВД-20 сертификация самолета откладывается на конец 1996 года.
В 1992 году осуществлялось финансирование 848 программ конверсии предприятий, в 1993 году - 734 и в 1994 году - 564 (в том числе предприятий Госкомоборонпрома России - 461, Минатома России 27, Роскоммаша - 48, прочих министерств и ведомств - 28).
В 1994 году выделенные предприятиям средства позволили обеспечить ввод в действие производственных мощностей по выпуску необходимой для народного хозяйства продукции гражданского назначения на сумму свыше 2,5 трлн. рублей, или 4,4 рубля на 1 рубль предоставленных кредитных средств. Наиболее эффективно использовал эти средства Конверсбанк, обеспечивший прирост производства продукции на 1 рубль полученных кредитных средств на 7,8 рубля и Промрадтехбанк (на 1 рубль - 5,1 рубля). При этом ввод в действие производственных мощностей на предприятиях Госкомоборонпрома России составил 1880,5 млрд. рублей, Минатома России - 278 млрд. рублей, Роскоммаша - 274 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что эффективность вложения средств могла быть выше, если бы была обеспечена непрерывность финансирования конверсионных программ. Из предоставленных в 1994 году средств 300 млрд. рублей было выделено в марте, 100 млрд. рублей - в конце III квартала и 179 млрд. рублей - в конце IV квартала.
На снижение показателей ввода в действие производственных мощностей в 1994 году оказало влияние также недофинансирование ряда программ, завершение которых в соответствии с утвержденными перечнями конверсионных программ предприятий было предусмотрено в 1994 году. Недостаток средств по указанным программам составил 52,8 млрд. рублей. Кроме того, не удалось в полном объеме профинансировать переходящие на 1995 год программы, которые предусматривали частичный ввод в действие производственных мощностей. Недостаток финансовых средств по ним составил 262,1 млрд. рублей.
В связи с недофинансированием программ, включенных в перечень конверсионных программ предприятий, и несвоевременным выделением средств ввод в действие производственных мощностей в 1994 году составил 38,7 процента от первоначально-предусмотренного объема.
Анализируя ход выполнения целевых конверсионных подпрограмм, предусматривающих развитие приоритетных направлений государственной структурной политики, необходимо отметить следующие основные результаты.
Подпрограмма развития гражданской авиационной техники была нацелена на создание мощностей по выпуску современных гражданских пассажирских и грузовых самолетов и вертолетов. Для реализации этих задач в 1992-1994 годах в Государственной программе предусматривалось выделить 787,4 млрд.рублей кредитных средств (в ценах 1994 года), фактически было выделено 336,54 млрд. рублей (42,7 процента). За счет указанных средств в этот период были созданы дополнительные производственные мощности по выпуску авиационной техники, отвечающей современным требованиям, на сумму 1381 млрд. рублей.