В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649) и в целях укрепления пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Пожарная безопасность и социальная защита на 1995-1997 годы" (далее именуется - Программа).
2. Возложить функции государственного заказчика Программы на Главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета начиная с 1997 года.
4. Федеральным органам исполнительной власти, являющимся исполнителями мероприятий Программы на 1995-1996 годы, изыскать дополнительные возможности их финансирования в пределах средств, предусмотренных соответствующими бюджетами.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ускорить принятие региональных целевых программ по обеспечению пожарной безопасности.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 1995 г.
N 1275
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Пожарная безопасность и социальная защита
на 1995-1997 годы"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НА 1995-1997 ГОДЫ"
Основание для разработки - Федеральный закон "О пожарной
Программы безопасности"(Собрание законодательства
Российской Федерации, 1994, N 35,
ст. 3649), распоряжение Правительства
Российской Федерации от 24 февраля
1995 года N 277-р (Собрание
законодательства Российской Федерации,
1995, N 10, ст. 929)
Государственный заказчик - Главное управление Государственной
противопожарной службы Министерства
внутренних дел Российской Федерации
Исполнитель и соисполнители - исполнитель - Главное управление
Государственной противопожарной службы
Министерства внутренних дел Российской
Федерации
- соисполнители - Министерство
экономики Российской Федерации,
Министерство финансов Российской
Федерации, другие федеральные органы
исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, объединения,
предприятия, страховые общества и
фирмы.
Разработчики - Главное управление Государственной
противопожарной службы Министерства
внутренних дел Российской Федерации
Сроки реализации - 1995 - 1997 годы
Важнейшие цели Программы - обеспечение необходимых условий для
укрепления пожарной безопасности,
защита жизни и здоровья граждан России
от пожаров
Основные задачи Программы - совершенствование нормативно-правовой
базы, методического, научного
обеспечения в области пожарной
безопасности, укрепление пожарного
добровольчества, предупреждение
пожаров, совершенствование организации
профилактики и тушения пожаров,
кадровое и материально-техническое
укрепление противопожарной службы
Ожидаемые конечные - достижение в борьбе с пожарами
результаты реализации результатов, характерных для
Программы большинства развитых стран,
относительное сокращение потерь от
пожаров на 20-30 процентов, снижение
гибели и травматизма людей при пожарах
Объемы и источники - 1164,801 млрд. рублей, в том числе
финансирования - всего 1995 год - 32,495 млрд. рублей
из них:
федеральный бюджет - 756,558 млрд. рублей, в том числе
1995 год - 25,202 млрд. рублей
бюджеты субъектов - 407,368 млрд. рублей, в том числе
Российской Федерации 1995 год - 7,168 млрд. рублей
внебюджетные средства - 0,875 млрд. рублей, в том числе 1995
год - 0,125 млрд. рублей
Система контроля за - Министерство внутренних дел
исполнением Программы Российской Федерации в установленные
сроки представляет Министерству
экономики Российской Федерации и
Министерству финансов Российской
Федерации сведения о ходе освоения
средств и реализации намеченных
мероприятий
Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность и социальная защита на 1995-1997 годы" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение Федерального закона "О пожарной безопасности".
Основными целями Программы являются создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности в России, уменьшение гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от огня, укрепление материально-технической базы подразделений пожарной охраны, обеспечение социальной защиты пожарных.
1. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время в России состояние дел в области пожарной безопасности вызывает серьезные опасения. В 1994 году произошло более 325 тыс. пожаров, потери от которых составили более 21 трлн. рублей. При пожарах погибли 15733 человека, получили травмы свыше 12 тыс. человек. Среднегодовой темп прироста количества пожаров за последние 5 лет увеличился в 2,2 раза и возрастает в среднем на 9 процентов в год.
Относительный уровень потерь от пожаров в России является одним из самых высоких среди развитых стран мира, превышая сопоставимые показатели (без учета потерь от гибели и травмирования людей) в Японии в 6,3 раза, в Великобритании в 4,5 раза, в США в 3 раза.
Сложившееся положение с пожарами в России обусловлено комплексом проблем правового, материально-технического и социального характера, накапливающихся десятилетиями и не получавших своего решения.
Одной из причин такого положения дел является недостаточность выделяемых средств на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, низкая техническая оснащенность подразделений пожарной охраны. Потребность в технических средствах тушения пожаров удовлетворяется лишь на 10-40 процентов, до 30 процентов существующих объектов пожарной охраны нуждается в капитальном ремонте, более 40 процентов пожарной техники подлежит списанию и обновлению, практически полностью отсутствует специальная техника для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ. Имеющаяся численность подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации недостаточна для обеспечения эффективной работы по профилактике и тушению пожаров, особенно в сельской местности.
Для преодоления негативных тенденций в деле организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений, предприятий и организаций.
2. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Затраты из федерального бюджета на реализацию Программы составляют около 4 процентов объемов материальных потерь от пожаров только за 1994 год. При выполнении намеченных в Программе мероприятий и осуществлении своевременных инвестиций предполагается за этот период достигнуть в борьбе с пожарами результатов, характерных для большинства развитых стран, обеспечить относительное сокращение потерь от пожаров на 20-30 процентов, уменьшить гибель и травмирование людей при пожарах, создать эффективную скоординированную систему пожарной безопасности и необходимую материально-техническую базу для функционирования пожарной охраны. Предусматриваемые затраты федерального бюджета в сумме 680 млрд. рублей позволят сократить ежегодные материальные потери от пожаров на 5-6 трлн. рублей.
3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными источниками финансирования мероприятий Программы являются:
федеральный бюджет - 756,558 млрд. рублей;
бюджеты субъектов Российской Федерации - 407,368 млрд. рублей;
внебюджетные средства (средства
Всероссийского добровольного пожарного
общества, Российского корпуса пожарных
и спасателей, межхозяйственных
пожарных команд) - 0,875 млрд. рублей.
Финансирование мероприятий Программы в 1995-1996 годах осуществляется федеральными органами исполнительной власти, являющимися исполнителями Программы, в пределах средств, предусмотренных соответствующими бюджетами, а в 1997 году - за счет средств федерального бюджета.
4. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Государственным заказчиком и исполнителем Программы является Главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Соисполнителями Программы являются Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также объединения, предприятия, страховые общества и фирмы.
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, являющееся государственным заказчиком Программы, обеспечивает выполнение мероприятий Программы посредством заключения договоров с объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями; координирует реализацию разработанных во исполнение постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" региональных целевых программ по обеспечению пожарной безопасности; в установленные сроки информирует Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации о ходе реализации Программы; несет ответственность за рациональное использование выделяемых бюджетных средств, размещение и исполнение заказов на поставку продукции и материальных ресурсов; совместно с федеральными органами исполнительной власти издает нормативные акты, направленные на выполнение соответствующих программных мероприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к федеральной целевой программе
"Пожарная безопасность и социальная
защита на 1995-1997 годы"
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации федеральной целевой программы
"Пожарная безопасность и социальная защита
на 1995-1997 годы"
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦ Срок ¦ Финансирование за счет средств ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦исполнения ¦ федерального бюджета (млн.рублей)¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (в ценах на 1 января 1995 г.) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦1995 год¦1996 год¦1997 год¦
+----+-------------------------------------+-----------------------------------------+-------+--------+--------+--------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
1. Совершенствование правовой базы МВД России, 1995-1997 175 20 87 68
пожарной безопасности: внесение Минсоцзащиты России, годы
изменений в действующее Минюст России,
законодательство и координация работ Госстандарт России
по созданию федерального
законодательства по пожарной
безопасности
2. Укрепление кадров, обеспечение
социальной защищенности пожарных
2.1. Создание системы профессионального МВД России, 1996-1997 660 - 25 635
отбора Минздравмедпром России, годы
Минтруд России
2.2. Подготовка кадров: МВД России, 1996-1997 950 - - 950
Госкомвуз России годы
образование на базе Ивановского
пожарно-технического училища
факультета Высшей инженерной
пожарно-технической школы;
создание пожарно-технической
Академии на базе Высшей инженерной
пожарно-технической школы МВД России
3. Совершенствование противопожарной
пропаганды и укрепление добровольной
пожарной охраны
3.1. Совершенствование противопожарной МВД России 1995-1997 3500 250 250 3000
пропаганды годы 575* 575* - -
3.2. Развитие и стимулирование работы МВД России, 1995-1997 1750* 250* 750* 750*
добровольных пожарных Минтруд России годы 875** 125** 375** 375**
Минсоцзащиты России
4. Предупреждение пожаров
4.1. Снижение пожарной опасности зданий, МВД России, Минатом 1995-1997 36590 508 975 35107
сооружений и готовой продукции России, Минстрой России, годы 25000* - 10000* 15000*
Госкомоборонпром России,
Госстандарт России,
Роскоммаш
4.2. Совершенствование государственного МВД России, 1995-1997 61720 1640 1680 58400
пожарного надзора и организации Минтруд России годы
профилактики пожаров
5. Разработка и освоение производства МВД России, 1995-1997 9188 337 637 8214
современных средств противопожарной Минатом России, годы
защиты Минстрой России
6. Совершенствование организации
тушения пожаров и проведения
первоочередных аварийно-спасательных
работ
6.1. Развитие федеральной сети МВД России 1995-1997 26960 342 342 26276
региональных специализированных годы
подразделений Государственной
противопожарной службы
6.2. Освоение и обеспечение новой функции МВД России, 1996-1997 2300 - 50 2250
Государственной противопожарной Минздравмедпром России годы
службы по оказанию первой
доврачебной помощи при пожарах
6.3. Снижение сопутствующих потерь при МВД России, 1995-1997 15550 325 2375 12850
тушении пожаров Роскоммаш годы
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
7. Развитие материально-технической
базы Государственной противопожарной
службы
7.1. Создание новых средств МВД России, 1995-1997 25065 1375 2175 21515
противопожарной защиты; Минатом России, годы
Госкомоборонпром России
исследовательские работы; 10065 1375 2025 6665
создание полигонной и 15000 - 150 14850
экспериментальной базы
7.2. Материально-техническое обеспечение МВД России 1995-1997 140000 16000 16000 108000
Государственной противопожарной годы
службы:
пожарные автомобили; 64500 10500 10500 43500
противопожарное оборудование и 37000 3700 3700 29600
огнетушащие средства;
специальная одежда и снаряжение 38500 1800 1800 34900
7.3. Создание автоматизированных систем МВД России, 1995-1997 15700 1400 1800 12500
связи и оперативного управления Минсвязи России годы
подразделениями пожарной охраны
8. Капитальное строительство объектов МВД России 1995-1997 80000*** 2000*** 3000*** 75000***
пожарной охраны: годы
пожарные депо и здания подразделений 61000*** 2000*** 2000*** 57000***
технической службы; 207543* 6343* 66025* 135175*
учебные заведения; 15000*** - 1000*** 14000***
материально-технические склады 4000*** - - 4000***
9. Совершенствование информационного
обеспечения в области пожарной
безопасности
9.1. Сопряжение информационных систем и МВД России, 1995-1997 500 70 130 300
управления Государственной МЧС России годы
противопожарной службы с
соответствующими системами МЧС
России и службами жизнеобеспечения
городов
9.2. Создание специальных федеральных МВД России, 1995-1997 500 35 60 405
информационных банков данных Госкомстат России годы
9.3. Совершенствование пожарной МВД России, 1995-1997 800 100 200 500
статистики Госкомстат России годы
10. Внедрение систем сертификации и МВД России, 1995-1997 6400 800 800 4800
лицензирования в области пожарной Госстандарт России годы
безопасности
11. Структурно-качественная
реорганизация пожарной охраны
11.1. Выделение дополнительной численности МВД России 1996-1997 180000 - 20000 160000
для укомплектования четвертого годы
караула подразделений
Государственной противопожарной
службы (в пределах средств,
предусмотренных МВД России
федеральным бюджетом на 1996 год)
11.2. Реорганизация территориальных МВД России 1997 150000 - - 150000
подразделений Государственной год
противопожарной службы, содержащихся
за счет средств федерального бюджета
12. Укрепление пожарной охраны в
сельской местности
12.1. Содержание штатных единиц МВД России, 1996-1997 30000* - 15000* 15000*
ведомственной и добровольной Минсоцзащиты России, годы
пожарной охраны в сельской местности Минтруд России
12.2. Создание материально-технической МВД России, 1996-1997 142500* - 71250* 71250*
базы добровольной пожарной охраны в Минтруд России годы
сельской местности
----------------