Приложение 4
ПРАВИЛА СИГНАЛИЗАЦИИ МЕЖДУ БУКСИРУЮЩИМИ И БУКСИРУЕМЫМИ СУДАМИ
ПРИ РАБОТЕ В ПОРТАХ И ПОРТОВЫХ ВОДАХ
Для обеспечения безаварийного выполнения буксировок и швартовных операций с помощью буксирных судов в портах и в портовых водах и для облегчения работы личного состава судов и портовых лоцманов при выполнении этих операций устанавливаются нижеследующие единые правила сигнализации между буксирующими и буксируемыми судами во всех портах и портовых водах.
При буксировке всех судов как самоходных, так и несамоходных, должны применяться следующие звуковые сигналы, подаваемые буксируемыми судами для буксирующих судов.
1. Один продолжительный: "Буксируйте прямо в заданном направлении" (независимо от того, за нос или за корму буксируемого судна закреплен буксирный трос).
2. Два продолжительных: "Остановите машину".
3. Один продолжительный и один короткий: "Уменьшите ход".
4. Один короткий и один продолжительный: "Увеличьте ход".
5. Один продолжительный, один короткий и один продолжительный: "Отдать или принять буксир".
6. Один короткий: "Буксируйте вправо".
7. Два коротких: "Буксируйте влево".
8. Три коротких: "Работайте полным ходом назад".
9. Три продолжительных, один короткий: "Вызов буксира".
10. Частые короткие гудки (не менее пяти): "Немедленно остановить движение".
В тех случаях, когда буксировка осуществляется:
а) одним буксировщиком за нос или за корму буксируемого судна сигналы могут подаваться судовым свистком или губным свистком. Однако способ сигнализации должен быть установлен до начала буксировки;
б) двумя буксировщиками, буксирные тросы которых закреплены за нос и за корму буксируемого судна, - для буксировщика, находящегося по носу от буксируемого судна, сигналы даются судовым свистком, а для буксировщика, находящегося по корме буксируемого судна, - губным свистком;
в) одним буксировщиком лагом к борту буксируемого судна сигналы могут даваться губным свистком или судовым свистком по согласованию между буксируемым и буксирующим судами;
г) двумя буксировщиками, ошвартованными лагом к буксируемому судну с обоих бортов, - сигналы буксиру, ошвартованному к правому борту буксируемого судна, дают судовым свистком, а буксиру, ошвартованному по левому борту буксируемого судна, - губным свистком;
л) двумя буксировщиками, один из которых буксирует за нос или за корму, а другой ошвартован к борту буксируемого судна, - сигналы буксирующему за трос даются судовым свистком, а буксирующему лагом губным свистком.
Сигналы буксировщику, толкающему судно (поджимание к причалу и другие случаи), даются те же, что и буксирующему лагом (п. "в"), т.е. губным или судовым свистком.
При других возможных комбинациях буксировки способ сигнализации устанавливается на месте особо.
Во всех случаях любой из сигналов может дублироваться голосом (через мегафон или другие средства усиления) или жестами рук.
Звуковой сигнал, поданный с буксируемого судна, должен быть немедленно отрепетован буксирными судами судовым свистком.
Репетование является подтверждением своевременного принятия и правильного понимания сигнала.
При отсутствии или неисправности судового свистка на буксируемом судне метод буксировки и способ сигнализации устанавливаются в каждом отдельном случае капитанами буксируемого и буксирующего судов и лоцманом.
Объяснение к применению сигналов:
1. Один продолжительный: "Буксируйте прямо" и т.д.
По этому сигналу буксирующее судно, предварительно обтянув буксирный или швартовный трос, малым ходом осуществляет буксировку в заданном направлении. Последующее увеличение или уменьшение хода регулируется соответствующими сигналами (продолжительный - короткий или короткий - продолжительный).
2. Два продолжительных: "Остановите машину".