Действующий

Общие правила морских торговых и рыбных портов Союза ССР(извлечение)

Обеспечение безопасности стоянки

5.3.26. На судне, стоящем у причала, должна всегда оставаться часть экипажа, способная обеспечить живучесть судна, выполнение необходимых работ и несение вахты.

5.3.27. На всех судах, стоящих в порту, независимо от их размеров и принадлежности, должны выставляться вахтенные у трапа.

Вахтенная служба судна обязана знать номера телефона портового надзора, диспетчера порта, пожарной и медицинской службы порта и органов милиции.

5.3.28. а) Судам, стоящим у причала, запрещается держать вываленными за борт грузовые краны, стрелы, трапы, шлюп-балки и пр., мешающие производству работ на судне и причале.

б) Реи у парусных и парусно-моторных судов должны быть обрасоплены.

5.3.29. Купание в порту с судов запрещается.

5.3.30. На судах, имеющих два гребных винта, должны быть выставлены на фальшборте над каждым винтом доски с надписью "Осторожно гребные винты". В темное время суток эти надписи должны освещаться.

5.3.31. Советские суда заграничного плавания и иностранные суда, стоящие на акватории порта, должны иметь шлюпки, поднятыми на шлюпбалки или на палубу. Стоянка шлюпок около борта этих судов запрещается.

5.3.32. Переход людей с судна на берег и обратно, а также с судна на судно при стоянке судов бортами друг к другу разрешается только по трапам и сходням.

5.3.33. При стоянке в портах, где уровень воды подвержен значительным колебаниям, а также при изменении в процессе грузовых операций высоты надводного борта вахтенный помощник капитана обязан следить за состоянием швартовых тросов, не допуская их чрезмерного натяжения или провисания.

Береговые трапы на таких судах должны быть оборудованы катками.

5.3.34. Без особого разрешения капитана порта запрещается производить судовые работы с выводом из строя главных двигателей и рулевого устройства.

5.3.35. Судно, стоящее в порту, должно иметь в полной исправности и готовности к действию аварийное и противопожарное имущество, а также спасательные средства.

5.3.36. При опасности, угрожающей судну вследствие пожара или других случаев, все суда, стоящие вблизи судна или проходящие мимо него, обязаны принять все меры к устранению опасности и оказанию помощи по спасению людей, судна, груза и другого имущества.

5.3.37. Команды судов, а также рабочие и служащие порта обязаны немедленно оказать помощь пострадавшим и тонущим людям и известить в зависимости от характера происшествия - ближайший медпункт порта, портовый надзор и органы милиции.

5.3.38. О всякого рода происшествиях на судне (несчастных случаях с людьми, продолжительной отлучке людей, заболеваниях заразными болезнями и пр.) капитан судна или замещающее его лицо обязаны немедленно заявить в портовый надзор, а в случае пожара или взрыва , кроме того, немедленно вызвать пожарную команду, приняв все меры к спасению людей, грузов и ликвидации опасности.

5.3.39. Во время грузовых операций и по их окончании капитан судна и дежурный стивидор обязаны не допускать опасного крена судна.

5.3.40. Если в связи с грузовыми операциями возникает необходимость откачки загрязненного балласта или потребуется слив льяльных и фекальных вод, то это может быть произведено только с письменного разрешения администрации порта, которая должна указать место слива или предоставить плавучие емкости.