3.3.10. Обгон судов в портовых водах должен производиться лишь в случаях крайней необходимости, при обстановке, обеспечивающей успешный маневр, и в благоприятных гидрометеорологических условиях, которые капитан обгоняющего судна обязан оценить перед принятием решения на обгон.
3.3.11. Участки фарватеров, каналов и других узкостей, в пределах которых допускается обгон, возможность обгона вдоль одного или обоих бортов идущего впереди судна, а также дополнительные правила обгона, вытекающие из местных условий, должны объявляться в Обязательных постановлениях по порту.
3.3.12. Судно, желающее обогнать впереди идущее, может произвести этот маневр лишь при согласии обгоняемого судна и после обмена с ним следующими сигналами:
а) обгоняющее судно, намереваясь пройти вдоль левого борта обгоняемого судна, обязано подать судовым свистком сигнал запроса о согласии последнего на обгон: два продолжительных и два коротких звука (- - 5 .. 0).
Впереди идущее судно, согласившись на обгон вдоль его левого борта, должно отрепетовать этот сигнал;
б) обгоняющее судно, намереваясь пройти вдоль правого борта обгоняемого судна, обязано подать сигнал запроса о согласии последнего на обгон: два продолжительных и один короткий звук (- - 5. 0).
Впереди идущее судно, согласившись на обгон вдоль его правого борта, должно отрепетовать этот сигнал.
3.3.13. Если впереди идущее судно по каким-либо причинам не согласно на обгон, оно не должно репетовать сигнал обгоняющего судна. В этом случае судно, намеревающееся обогнать впереди идущее судно, обязано следовать на безопасном от него расстоянии.
3.3.14. Впереди идущее судно не вправе без всяких оснований не давать согласия на обгон.
3.3.15. Обгон судов запрещается:
а) в районах:
- фарватеров, каналов и других узкостей, где не гарантируется безопасность маневра;
- поворотов или пересечения фарватера (каналов) и вблизи них;
- крутых колен узкости и на подходах к ним;
- фарватеров, стесненных лесостоянками и буксировками леса;
- ворот порта;
б) в условиях:
- пониженной видимости;
- расхождения обгоняемого судна со встречным судном;
- выполнении маневра обгона самим обгоняемым судном ("двойной обгон");
- движения мимо судов, производящих дноуглубительные, гидрографические, подводные и другие специальные работы.
3.3.16. Капитан обгоняющего судна всегда должен руководствоваться правилом: если обгон по каким-либо причинам кажется опасным, его следует отложить.
3.3.17. Обгоняемое судно, до того как дать ответный сигнал согласия на его обгон, должно при необходимости предоставить обгоняющему судну свободный проход и заблаговременно, до начала маневра обгона, по возможности уменьшить скорость хода.
3.3.18. Обгоняющее судно не должно своими действиями мешать движению обгоняемого судна.
3.3.19. Окончанием обгона следует считать такое положение, когда обгоняющее судно, так же как и судно, оставшееся позади, смогут, не опасаясь столкновения, свободно располагать свои дальнейшие курсы в узкости и иметь допустимую в ней скорость хода.
3.3.20. а) Если впереди идущее судно, дав согласие на обгон, вслед за этим желает ввиду изменившихся обстоятельств отменить его, оно обязано подать судовым свистком сигнал: один продолжительный и один короткий звук (- 5. 0).
б) Если идущее сзади судно, получив от впереди идущего судна согласие на обгон, по каким-либо причинам отказалось от него, то оно также обязано подать судовым свистком сигнал: один продолжительный и один короткий звук (- 5. 0).
В этом случае впереди идущее судно получает свободу дальнейших действий в отношении своего курса следования и скорости хода.