Недействующий

Об утверждении федеральной целевой программы "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений" (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

1.6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И  ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  ПОСЛЕДСТВИЙ  ОТ  РЕАЛИЗАЦИИ

Программа призвана создать отечественную инфраструктуру инжиниринговой сети технических нововведений на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.

Ориентация на интересы заказчика при реализации научно-технических нововведений предъявляет особые требования к системности и комплексности проработки конкретного проекта в целом. В этом случае для успешного выполнения проекта одинаково важно решить задачу выбора наиболее эффективных базовых компонентов модернизируемого производства (технологий, систем управления и т.п.) и обеспечить интеграцию базовых элементов в единую систему.

По оценкам ряда современных исследователей, индивидуальные затраты на проведение НИОКР в рамках структуры, подобной сети инжиниринга, для каждой компании - члена такой сети снижаются примерно в 10 раз по сравнению с затратами на аналогичные НИОКР, проводимые на самостоятельной основе.

Международная практика действующих инжиниринговых фирм (рисковых инновационных фирм) показывает, что прибыли в 20-30 процентов стали для них обычной нормой, что значительно (в 2-3 раза) превышает среднюю величину прибыли в промышленности.

Экономические результаты реализации Программы на период 1996 - 1998 гг. оцениваются с учетом следующих трех показателей: возврат средств в федеральный бюджет как результат инвестиционной государственной поддержки Программы; экономические потери от прекращения разработок, не завершенных в период до 1995 года; эффективность государственной поддержки при реализации Программы.

Возврат средств в федеральный бюджет

Наибольший эффект от создания распределенной инфраструктуры конкурентоспособной реализации научно-технических нововведений достигается при широком распространении сети инжиниринговых центров научно-технических нововведений по территории России.

Расчет прироста поступлений в федеральный бюджет за счет деятельности создаваемой инфраструктуры выполнен по итогам работы уже действующих центров в 1994 году (общий объем выполненных работ 53 млрд.рублей).

Общая сумма ожидаемых налоговых поступлений в федеральный бюджет составит:

                                                      (млрд. рублей)
+------------------------------------------------------------------+
¦                     ¦   1996 год   ¦   1997 год   ¦   1998 год   ¦
+------------------------------------------------------------------+
 Налог на прибыль           3,2            3,5            4,3
 НДС                        5,28           5,76           7,15
 Подоходный налог           0,19           0,29           0,29

 Итого*                     8,67           9,55          11,74
----------------

* Все расчеты выполнены в масштабе цен и нормативов 1995 года.


Опыт работы созданных инжиниринговых центров показывает, что бюджетные средства являются стимулятором привлечения средств из других источников финансирования. Например, финансирование из федерального бюджета до 1 млрд.рублей является малозначимым для масштабов Программы. При 6 млрд.рублей из федерального бюджета внебюджетное поступление равно 16 млрд.рублей, при 10 млрд.рублей бюджета - 45 млрд.рублей.

Финансовые потоки по годам исходя из опыта привлечения ассигнований из федерального бюджета составят (оптимистический/пессимистический варианты):

                                                      (млрд. рублей)
+------------------------------------------------------------------+
¦                     ¦   1996 год   ¦   1997 год   ¦   1998 год   ¦
+------------------------------------------------------------------+

 Вложения всего            22/15         26,9/16        26,9/16

 Федеральный бюджет         6/1,2           6/1,2          6/1,2

 Налоговые поступления   8,67/1,47       9,55/2,09     11,74/2,09
 в бюджет

 Налоговые поступления   8,67/1,47      18,22/3,56     29,96/5,65
 в бюджет с
 нарастающим итогом

Экономические потери от прекращения разработок

Анализ выполнения заданий инвестиционной программы периода 1994 - 1995 годов свидетельствует, что все они выполнены на 60 - 70 процентов. Имеется задел в строительно-монтажных работах, подготовке специализированного персонала, системе связей инжиниринговых центров сети.

В случае прекращения работ по Программе потери составят около 30 млрд.рублей, из них 5 - 7 млрд.рублей из федерального бюджета.

Эффективность государственной поддержки
при реализации Программы

Инновационная деятельность в России сдерживается многими причинами, но главная из них - спад(кризис) экономики.

Наличие инфраструктуры инжинирингсети России и ее центров, нацеленных на инновационно-инвестиционную деятельность, позволит не только стимулировать собственно инновационную активность, но и реализовать ее в более сжатые сроки, комплексно и с высоким качеством результата.

На основе приведенных экономических расчетов, подтверждаемых зарубежным опытом организации научно-технических нововведений, срок окупаемости вложений в создаваемую инжиниринговую сеть составит около 1 года.

Подобный эффект достигается за счет:

сокращения сроков реализации нововведений, повышения качества и расширения сбыта новой продукции;

повышения качества НИОКР и возможности адаптации результатов к конкретному рынку, а также отработки наиболее эффективных вариантов внедрения результатов НИОКР в производство;

комплексности обслуживания заказчиков, охватывающей все стадии инновационного процесса;

устойчивости и адаптации к конъюнктуре рынка из-за наличия базовых (уже апробированных мировой практикой) технологий и "ноу-хау", позволяющих варьировать номенклатуру, типы и модели выпускаемых изделий.

Социальная и экологическая значимость Программы состоит в следующем:

стимулируется развитие в регионах России научно-учебно-производственной среды, способной реализовывать высокоэффективные технологии;

создаются новые рабочие (престижные) места;