Программа призвана создать отечественную инфраструктуру инжиниринговой сети технических нововведений на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.
Ориентация на интересы заказчика при реализации научно-технических нововведений предъявляет особые требования к системности и комплексности проработки конкретного проекта в целом. В этом случае для успешного выполнения проекта одинаково важно решить задачу выбора наиболее эффективных базовых компонентов модернизируемого производства (технологий, систем управления и т.п.) и обеспечить интеграцию базовых элементов в единую систему.
По оценкам ряда современных исследователей, индивидуальные затраты на проведение НИОКР в рамках структуры, подобной сети инжиниринга, для каждой компании - члена такой сети снижаются примерно в 10 раз по сравнению с затратами на аналогичные НИОКР, проводимые на самостоятельной основе.
Международная практика действующих инжиниринговых фирм (рисковых инновационных фирм) показывает, что прибыли в 20-30 процентов стали для них обычной нормой, что значительно (в 2-3 раза) превышает среднюю величину прибыли в промышленности.
Экономические результаты реализации Программы на период 1996 - 1998 гг. оцениваются с учетом следующих трех показателей: возврат средств в федеральный бюджет как результат инвестиционной государственной поддержки Программы; экономические потери от прекращения разработок, не завершенных в период до 1995 года; эффективность государственной поддержки при реализации Программы.
Возврат средств в федеральный бюджет
Наибольший эффект от создания распределенной инфраструктуры конкурентоспособной реализации научно-технических нововведений достигается при широком распространении сети инжиниринговых центров научно-технических нововведений по территории России.
Расчет прироста поступлений в федеральный бюджет за счет деятельности создаваемой инфраструктуры выполнен по итогам работы уже действующих центров в 1994 году (общий объем выполненных работ 53 млрд.рублей).
Общая сумма ожидаемых налоговых поступлений в федеральный бюджет составит:
(млрд. рублей)
+------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ 1996 год ¦ 1997 год ¦ 1998 год ¦
+------------------------------------------------------------------+
Налог на прибыль 3,2 3,5 4,3
НДС 5,28 5,76 7,15
Подоходный налог 0,19 0,29 0,29
Итого* 8,67 9,55 11,74
----------------
* Все расчеты выполнены в масштабе цен и нормативов 1995 года.
Опыт работы созданных инжиниринговых центров показывает, что бюджетные средства являются стимулятором привлечения средств из других источников финансирования. Например, финансирование из федерального бюджета до 1 млрд.рублей является малозначимым для масштабов Программы. При 6 млрд.рублей из федерального бюджета внебюджетное поступление равно 16 млрд.рублей, при 10 млрд.рублей бюджета - 45 млрд.рублей.
Финансовые потоки по годам исходя из опыта привлечения ассигнований из федерального бюджета составят (оптимистический/пессимистический варианты):
(млрд. рублей)
+------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ 1996 год ¦ 1997 год ¦ 1998 год ¦
+------------------------------------------------------------------+
Вложения всего 22/15 26,9/16 26,9/16
Федеральный бюджет 6/1,2 6/1,2 6/1,2
Налоговые поступления 8,67/1,47 9,55/2,09 11,74/2,09
в бюджет
Налоговые поступления 8,67/1,47 18,22/3,56 29,96/5,65
в бюджет с
нарастающим итогом
Экономические потери от прекращения разработок
Анализ выполнения заданий инвестиционной программы периода 1994 - 1995 годов свидетельствует, что все они выполнены на 60 - 70 процентов. Имеется задел в строительно-монтажных работах, подготовке специализированного персонала, системе связей инжиниринговых центров сети.
В случае прекращения работ по Программе потери составят около 30 млрд.рублей, из них 5 - 7 млрд.рублей из федерального бюджета.
Эффективность государственной поддержки
при реализации Программы
Инновационная деятельность в России сдерживается многими причинами, но главная из них - спад(кризис) экономики.
Наличие инфраструктуры инжинирингсети России и ее центров, нацеленных на инновационно-инвестиционную деятельность, позволит не только стимулировать собственно инновационную активность, но и реализовать ее в более сжатые сроки, комплексно и с высоким качеством результата.
На основе приведенных экономических расчетов, подтверждаемых зарубежным опытом организации научно-технических нововведений, срок окупаемости вложений в создаваемую инжиниринговую сеть составит около 1 года.
Подобный эффект достигается за счет:
сокращения сроков реализации нововведений, повышения качества и расширения сбыта новой продукции;
повышения качества НИОКР и возможности адаптации результатов к конкретному рынку, а также отработки наиболее эффективных вариантов внедрения результатов НИОКР в производство;
комплексности обслуживания заказчиков, охватывающей все стадии инновационного процесса;
устойчивости и адаптации к конъюнктуре рынка из-за наличия базовых (уже апробированных мировой практикой) технологий и "ноу-хау", позволяющих варьировать номенклатуру, типы и модели выпускаемых изделий.
Социальная и экологическая значимость Программы состоит в следующем:
стимулируется развитие в регионах России научно-учебно-производственной среды, способной реализовывать высокоэффективные технологии;
создаются новые рабочие (престижные) места;