Программа структурирована по четырем направлениям: первое создание федеральной инжинирингсети; второе - формирование организационной и научно-технической базы инжинирингсети России; третье - создание инжинирингсетей регионов; четвертое - создание отраслевых инжинирингсетей.
Первое направление обеспечивает создание федеральной инжиниринговой сети технических нововведений как единой, функционально полной, децентрализованной структуры, реализующей государственную научно-техническую политику и активно участвующей в структурной реорганизации предприятий и отраслей промышленности в регионах и отраслях. В ходе реализации первого направления Программы, во взаимодействии с Министерством экономики Российской Федерации, формируется адаптивная система управления инжинирингсетью.
Второе направление Программы является обеспечивающим (инвариантным для всех регионов и отраслей). В результате его реализации создаются технология и инструментальные средства отечественного инжиниринга, формируется методическая, нормативная и законодательная платформа научно-технических нововведений, вырабатываются предложения информационного и кадрового обеспечения. Созданный инструментарий тиражируется дня всех структурных элементов инжинирингсети.
Третье - региональное и четвертое - отраслевое направления Программы предусматривают распространение инфраструктуры инжиниринга в первую очередь в пилотных регионах и отраслях промышленности, при этом она будет полностью насыщена инструментальными средствами инжиниринга за счет привлекаемых средств местных бюджетов и отраслей.
Создание начальных средств инжиниринга в других заинтересованных регионах и отраслях промышленности выполняется одновременно с пилотными регионами и отраслями.
В процессе реализации Программы планируется:
завершить работы над проектом федерального закона о научно-технических нововведениях;
завершить научно-техническую разработку базовых методических материалов и инструментальных средств ускорения нововведений и их тиражирование;
провести международный симпозиум по вопросу формирования международной инжинирингсети (1996 год);
сформировать во взаимодействии с исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации головные инжиниринговые региональные центры для координации работы региональных инжинирингсетей (по 6 - 7 в год);
обеспечить формирование и развитие инжиниринговой инфраструктуры для решения задач и проблем комплексного экологического обеспечения (со сдачей объектов "под ключ", первая очередь - 1996 год) и т.д.
Технология нововведений, предусматриваемая Программой, организует взаимодействие субъектов экономических процессов по схеме "рынок - заказчик - инжиниринг".
В процессе активного маркетинга и побуждения заказа будут решаться проблемы инвестиционного обеспечения заказа. Разработка инновационно-инвестиционного механизма является важнейшей задачей Программы.
Одним из определяющих концептуальных положений по оснащению и автоматизации структур инжиниринговой сети является разработка комплекса универсального инжиниринга (КУИ) - организационные и инструментальные базовые средства со структурой компьютеризированных и интегрированных проектно-производственных систем.
Качественная работа инжиниринговой сети во многом зависит от региональных лидеров инжиниринга и их команд. Здесь потребуются системные новаторы с широким научно-техническим кругозором, обладающие своей школой, авторитетом и признаваемые общественностью и администрацией региона. Творческий потенциал, гибкость и адаптируемость команды регионального инжиниринга должны быть постоянно усиливаемы за счет совершенствования компьютеризированных комплексов универсального инжиниринга, ускоряющих и повышающих экономическую эффективность выполняемых работ.
Успешное выполнение программных мероприятий должно обеспечить решение задач по созданию и развитию отечественной инфраструктуры инжиниринговой сети научно-технических нововведений в регионах и отраслях промышленности.
В части 2 "Программные мероприятия по направлениям" настоящей Программы приведен перечень комплексных проектов. Состав работ (проектов), входящих в каждый комплексный проект, определяет государственный заказчик совместно с разработчиком Программы в отдельных календарных планах.