Работы по созданию инжиниринговой сети технических нововведений начали реализовываться с 1993 года, в период наибольшего спада в экономике страны. Мировой опыт показывает, что в фазе наиболее глубокой депрессии в экономике акцент в экономической политике государства и в стратегиях фирм, направленный на нововведения, их активизацию и стимулирование, позволял быстрейшим образом выходить из такого экономического состояния.
Это подтверждается и опытом отечественной экономики в 1993-1995 годах. Согласно данным обследования, проведенного Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации (1,2 тыс. предприятий различных организационно-правовых форм 11 отраслей промышленности из 31 региона страны), в первой половине 1995 года сохранилась тенденция активизации инновационной деятельности на промышленных предприятиях, наметившаяся во второй половине 1994 года, при этом свыше 50 процентов хозяйств осуществляли в первом полугодии 1995 г. различные виды инновационной деятельности, в то время как год назад только 40 процентов.
Свою лепту в этот процесс внесла и частично созданная инжиниринговая сеть, центры которой за период 1993-1995 годов реализовали заказанные инновационные проекты на сумму около 50 млрд.рублей.
По мнению экспертов Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, повышение инновационной активности сохранится и в последующие годы.
Реализация Программы остается актуальной и в настоящее время.
Формой, наиболее отвечающей задачам активного внедрения научно-технических достижений, является сетевая, децентрализованная инфраструктура инжиниринговых фирм. Инжиниринг как процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, представляет собой специфический бизнес. Программа предназначена для решения проблем создания инфраструктуры инжинирингсети. Инжиниринговый центр, аккумулирующий лучший отечественный и зарубежный опыт в области научно-технических достижений, должен выступать для заказчика гарантом успешной реализации проекта и обеспечивать охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры соответствующего рынка до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи "под ключ" с подготовленным кадровым сопровождением и последующим сервисным обслуживанием.
Реализация такого функционально полного инновационного процесса требует высококачественного оснащения инжиниринговых центров базовыми методическими и инструментальными средствами и коллективом, возглавляемым лидером, что в целом определяет успех проекта.
Создаваемая инфраструктура должна способствовать разрушению межотраслевых барьеров, развивать взаимодействие между различными областями и направлениями науки, техники, отраслей, активизировать инновационную деятельность в регионах. Инновационное развитие может прогрессировать лишь в условиях взаимообогащения идеями, знаниями без географических и ведомственных ограничений. Создаваемая инфраструктура инжинирингсети выполняет роль интеграционной составляющей в инновационной сфере на международном, федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Инжиниринговые центры инфраструктуры накапливают результаты инновационной деятельности, делая их доступными, и обеспечивают связь между субъектами экономических процессов.
При выполнении заказа центрами инжинирингсети обеспечивается оптимальная интеграция специалистов, технологий и организаций для каждого конкретного проекта. Распределенная база данных позволяет в кратчайшие сроки с помощью компьютеризированной информационной системы сделать необходимый выбор высокоэффективных технологий и оборудования, сформировать наилучший временный коллектив специалистов и комплекс предприятий для создания в кратчайшие сроки системы "под ключ". Такая организация инновационного процесса позволяет быстро получать экономические результаты.
Особую актуальность приобретает задача формирования инжинирингсети России в условиях дефицита инвестиций. Быстрое увеличение объема выпускаемых товаров и услуг в таких условиях невозможно. В подобной ситуации стратегически перспективными являются инвестиции, направленные не на прямое увеличение объемов товаров и услуг, а значительно меньшие инвестиции, направляемые на создание инфраструктур, определяющих не объемы, а темпы роста производства. Именно такой, обеспечивающей темпы развития, должна стать инжиниринговая сеть технических нововведений.
Первоначальный этап создания федеральной инжиниринговой сети технических нововведений в период 1993-1995 годов характеризуется следующими основными результатами.
1. Заложены основы инжиниринговых сетей нововведений на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, сформированные на базе типового организационного, методического и информационного обеспечения, которые в настоящее время объединяют 85 инжиниринговых центров в городах Санкт-Петербурге, Москве, Оренбурге, Петрозаводске, Махачкале, Самаре, Казани, Орле, Екатеринбурге, Йошкар-Оле, Ижевске, Твери, Пскове, Омске и других.
В работе по формированию инжиниринговой сети нововведений принимали участие более 100 докторов и 200 кандидатов наук широкого спектра специальностей.
2. Более 35 центров оснащены компьютерными узлами связи через существующие в стране вычислительные сети (Телепорт, RELCOM, RELAN и др.) и имеют оперативный доступ к формируемой базе данных инжиниринга, содержащей более 2500 записей, в том числе: по поставщикам - 1100 записей; разработчикам и экспертам - 280 записей; инвесторам - 40 записей; инновационным проектам - 1000 записей; инжиниринговым центрам - 85 записей (всего емкость информационной базы более 250 Мбайт).
3. Подготовлены более 30 менеджеров инжиниринговой сети нововведений. Два менеджера получили шведские сертификаты экспертов по управлению качеством. Проводится профориентация школьников в области инновационного менеджмента в количестве 20 - 30 человек в год. Опубликованы более 70 трудов в области инжиниринга и инноваций. Через докторский совет инжинирингсети подготовлены 3 доктора и 15 кандидатов технических наук. Сформирована общественная международная академия технологической кибернетики, в составе которой 35 видных ученых в области инноваций и автоматизации.
4. Разработана общесистемная методология построения инжинирингсети, в которой предусматривается:
во-первых, системная интеграция частных задач с ориентацией на конечный результат "под ключ";
во-вторых, за счет постоянной оценки достигаемых промежуточных результатов формируется замкнутая система управления решаемой проблемы с выработкой управляющих воздействий, корректирующих ход реализации комплексных проектов Программы.
5. Предложен механизм интеграции инновационной и инвестиционной деятельности, предусматривающий систему экономико-организационных мер, для формирования и реализации инновационных проектов, минимизирующих объем требуемых оборотных средств и стартовых инвестиций.
6. Подготовлен и апробирован проект закона о научно-технических нововведениях в Российской Федерации.
7. Разработана система общего управления качеством, основные положения которой сформулированы в предложенной совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации программе Российской Премии качества. Совместно со шведскими экспертами проводится отработка методик управления качеством в условиях России.
8. Реконструированы существующие основные фонды общей площадью более 3 тысяч квадратных метров, которые использованы для созданных центров инжинирингсети. На освоенных площадях развернуты компьютеризированные комплексы для автоматизированного выполнения инжиниринговых работ "под ключ". Комплексы оснащены 75 автоматизированными рабочими местами (АРМ) в составе локальных вычислительных сетей (ЛВС).
9. Созданные инжиниринговые структуры, содержащие системных менеджеров (руководителей проектов), распределенные инновационные базы данных, АРМ инструментальных инжиниринговых средств, позволили привлечь за счет оказания наукоемких инжиниринговых услуг внебюджетные финансовые средства объемом свыше 50 млрд. рублей (в ценах 1995 года).
10. Разработка инжиниринговыми центрами предложений по коммерциализации отдельных технологий двойного назначения позволила достичь конкретных результатов.
11. В результате развития внешнеэкономических связей и интернационализации своей инновационной деятельности инжинирингсеть участвует в трех международных программах:
Международная программа TACIS (разделы: Экология, Энергетика, Транспорт и Сельское хозяйство);
Российско-американская программа "Создание совместного предприятия "American-Russian Engineering, Inc.", США;
Российско-шведская программа "Создание и реализация механизма и структур трансферта и распространения технологий в Санкт-Петербурге" (Внедрение управления качеством и процедур сертификации).