Недействующий

                                      

УТВЕРЖДАЮ
Председатель Роспатента
                                                 В.П.Рассохин
                                       29 ноября 1995 года

 

ПРАВИЛА
составления, подачи и рассмотрения заявки на
регистрацию товарного знака и знака обслуживания

 (с изменениями на 19 декабря 1997 года)
____________________________________________________________________
Утратили силу с 14 апреля 2003 года на основании
приказа Роспатента от 5 марта 2003 года N 32
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

     Документ с изменениями, внесенными:

приказом Роспатента от 19 декабря 1997 года N 212 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 3, февраль 1998 года)

____________________________________________________________________


____________________________________________________________________

По всему тексту Правил указание ВНИИГПЭ заменено указанием ФИПС - приказ Роспатента от 19 декабря 1997 года N 212.

____________________________________________________________________

     


Настоящие Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (далее - Правила) изданы в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и содержат разъяснения Российского агентства по патентам и товарным знакам по применению Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (преамбула в редакции приказа Роспатента от 19 декабря 1997 года N 212).

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

Закон - Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

Патентное ведомство - Российское агентство по патентам и товарным знакам, выполняющее функции государственного патентного ведомства Российской Федерации (абзац в редакции приказа Роспатента от 19 декабря 1997 года N 212).

ФИПС - Федеральный институт промышленной собственности Российского агентства по патентам и товарным знакам (абзац в редакции приказа Роспатента от 19 декабря 1997 года N 212).

Заявка - Заявка на регистрацию товарного знака и знака обслуживания.

Парижская конвенция - Парижская конвенция по охране промышленной собственности в действующей для Российской Федерации редакции.

МКТУ - Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков.

Товары - Товары и услуги.

Часть I.
Составление и подача заявки на регистрацию
товарного знака и знака обслуживания

1. Подача заявки

1.1. Лица, имеющие право на подачу заявки

Правом на подачу заявки и регистрацию товарного знака и знака обслуживания (далее - товарный знак) в соответствии с пунктом 3 статьи 2 и пунктом 1 статьи 8 Закона обладает юридическое лицо, а также физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, т.е. то лицо, которое производит товары, оказывает услуги или занимается посреднической или иной деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее заявитель).

1.2. Процедура подачи

Заявка подается во ФИПС непосредственно или направляется по почте.

1.3. Подача заявки через патентного поверенного

Заявка может быть подана заявителем непосредственно либо через патентного поверенного, зарегистрированного в Патентном ведомстве. Иностранные юридические лица или постоянно проживающие за пределами Российской Федерации физические лица либо их патентные поверенные ведут дела, связанные с регистрацией товарного знака, через патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве, если иной порядок не установлен международным соглашением с участием Российской Федерации.

2. Заявка на регистрацию товарного знака

2.1. Товарный знак

Товарный знак - это обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

2.2. Виды товарных знаков

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

(1) К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.

(2) К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.

(3) К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур.

(4) К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.

(5) К другим обозначениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 Закона, относятся, например, звуковые, световые и иные обозначения.

(6) Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

2.3. Обозначения, регистрация которых в качестве товарных знаков не допускается в соответствии со статьей 6 Закона

(1) Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона, а именно:

(1.1) не обладающих различительной способностью.

К обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут относиться, в частности:

- обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов;

- реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;

- трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением;

- общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров; общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры;

(1.2) представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения.

Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;

(1.3) вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида.

Под таким обозначением понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало видовым понятием;

(1.4) являющихся общепринятыми символами и терминами. К общепринятым символам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике.

К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники;

(1.5) указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.

К таким обозначениям относятся, в частности, простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.

Обозначения, указанные в подпунктах (1.1), (1.3), (1.4) и (1.5) настоящего пункта, могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

(2) Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений, указанных в пункте 2 статьи 6 Закона, а именно:

(2.1) являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

К таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.

Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов;

(2.2) противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.

К таким обозначениям относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства и т.п.

2.4. Обозначения, не регистрируемые в качестве товарных знаков в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения:

(1) с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров;

(2) с товарными знаками других лиц, охраняемыми в силу международных договоров Российской Федерации, в частности: признанными общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, охраняемыми в соответствии со статьей 6-bis Парижской конвенции; международными знаками, охраняемыми в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков;

(3) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с Законом, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием;

(4) с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке.

2.5. Обозначения, не регистрируемые в качестве товарных знаков в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона

Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:

(1) известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров;

(2) промышленные образцы, права на которые в Российской Федерации принадлежат другим лицам;

(3) названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников;

(4) фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа или Федерального Собрания Российской Федерации, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры Российской Федерации.

2.6. Заявка

2.6.1. Требование к заявке

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона заявка должна относиться к одному товарному знаку. Обозначения, отличающиеся одно от другого какими-либо элементами, считаются разными товарными знаками.

2.6.2. Состав заявки

Заявка должна содержать:

- заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства (далее - заявление);

- заявляемое обозначение и его описание;

- перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам МКТУ (далее - перечень товаров и услуг).

2.7. Документы, прилагаемые к заявке

К заявке должны быть приложены:

(1) документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере (абзац в редакции приказа Роспатента от 19 декабря 1997 года N 212);

(2) устав коллективного знака, если заявка подается на регистрацию коллективного знака. Устав коллективного знака в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона содержит наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя, перечень предприятий, имеющих право пользования этим знаком (с указанием полного официального наименования и местонахождения), цель его регистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования, порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение устава коллективного знака.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»