Ситуация в социальной сфере обусловлена состоянием экономики, общим ходом реформ, наличием материальных и финансовых ресурсов.
В 1993 - 1994 годах органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации были приняты определенные меры по обеспечению социальной направленности реформ, адаптации населения к новым условиям, адресной защите его наиболее уязвимых слоев от негативных проявлений переходных процессов, сдерживанию массовой безработицы в рамках имеющихся финансовых возможностей.
Экономические реформы в России устранили уравнительное распределение благ и услуг, предоставили возможность многим гражданам самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Преодолен всеобщий дефицит потребительского рынка, развивается рынок жилья, медицинских и образовательных услуг. Более разнообразным стал выбор видов трудовой деятельности, открыты возможности для предпринимательства и вторичной занятости, позволяющие гражданам получать дополнительные доходы.
Вместе с тем социальное развитие в переходный период сопровождается обострением традиционных и появлением новых проблем.
Среди них - возрастание имущественного расслоения населения, усиление дифференциации граждан по уровню доходов, значительные масштабы бедности, рост зависимости части населения от социальной помощи, предоставляемой государством, нарастание безработицы, наличие значительной задолженности по заработной плате, ухудшение демографической ситуации.
7.1. Цели и приоритеты социальной политики
В среднесрочной перспективе социальная политика Правительства Российской Федерации будет нацелена на закрепление наметившихся тенденций стабилизации уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения по мере выхода экономики из кризисного состояния, сокращение масштабов бедности, оптимизацию ситуации на рынке труда.
Правительство Российской Федерации намерено сосредоточить усилия на обеспечении более равномерного распределения бремени кризиса в обществе посредством разумной политики налогообложения, избирательной социальной поддержки, расширения возможностей различных слоев и групп населения для самореализации и адаптации в переходный период, осуществления активной политики на рынке труда, стимулирования предпринимательской деятельности. Правительство Российской Федерации будет использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги, действуя по следующим направлениям:
проведение умеренно жесткой политики налогообложения высоких и сверхвысоких личных доходов населения, создание условий для повышения склонности населения к накоплению и инвестированию доходов;
создание условий для роста оплаты труда путем поэтапного снятия ограничений на использование фондов потребления предприятий, расширения участия населения в финансировании социальных услуг;
организация эффективной системы социально-экономической защиты работников наемного труда, включающей механизмы обеспечения своевременной выплаты заработной платы, создание экономических предпосылок для ее пересмотра в соответствии с ростом цен, регулирование занятости, помощь в трудоустройстве высвобождаемых работников, их профориентации и переквалификации;
усиление адресности социальной поддержки, и в первую очередь поддержки слабозащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, учащейся молодежи), с целью ограничения, а в последующие годы и сокращения масштабов бедности.
Правительство Российской Федерации намерено поддерживать уровень реальных государственных социальных гарантий в области доходов, занятости, социальных услуг и создавать условия для их повышения.
В качестве приоритетного направления социальной политики Правительство Российской Федерации рассматривает решение проблем стабилизации финансирования социальной сферы, обеспечения льготного режима налогообложения средств, направляемых с благотворительными целями на нужды образования, здравоохранения, науки, культуры, учета при формировании бюджетов различных уровней государственных минимальных социальных стандартов.
При осуществлении социальной политики Правительство Российской Федерации будет исходить из следующих принципов:
четкое разграничение ответственности между федеральными и местными органами власти за реализацию социальной политики;
устранение монополизма в предоставлении социальных услуг, развитие конкуренции и привлечение на лицензионной основе негосударственного сектора к предоставлению бесплатных и субсидируемых социальных услуг;
создание условий для разгосударствления организаций и учреждений социальной сферы;
предоставление гражданам - потребителям социальных услуг права самостоятельного выбора формы их получения.
Социальная политика Правительства Российской Федерации будет осуществляться во взаимосвязи с общим ходом экономических реформ. Сроки и масштабы планируемых мероприятий предполагается уточнять с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации и финансовых возможностей бюджетов всех уровней и хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем Правительство Российской Федерации считает необходимым усилить социальную направленность проводимых экономических преобразований, не допускать серьезных диспропорций в социальной сфере. Предусматривается организовать регулярную работу по предварительной социальной экспертизе осуществляемых мероприятий и проведению мониторинга социально-трудовой сферы.
7.2. Политика доходов
Правительство Российской Федерации будет стремиться к созданию максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов населения, обеспечивая усиление государственного контроля в этой сфере. При этом Правительство Российской Федерации намерено продолжить общий курс на ослабление прямого государственного регулирования средств, направляемых предприятиями и организациями на потребление, и последовательное развитие договорных отношений в регулировании денежных доходов. В то же время в отдельных отраслях и секторах будет сохранено прямое государственное воздействие на процесс формирования доходов.
Предусматривается содействовать восстановлению роли оплаты труда как основного источника доходов и важнейшего стимула экономической активности граждан наряду с доходами от предпринимательства и использования собственности.
Регулирование денежных доходов будет осуществляться в основном за счет совершенствования системы налогообложения индивидуальных доходов и имущества граждан. Намечено усовершенствовать шкалу подоходного налога с физических лиц, имея в виду освобождение от налогообложения низкодоходных групп населения и некоторое повышение ставки налога для высокодоходных групп. Правительство Российской Федерации не предполагает вводить резкую прогрессию ставок подоходного налога. Регулирование сверхвысоких доходов предполагается осуществлять на основе механизма декларирования доходов с одновременным ужесточением контроля за их соответствием фактическим расходам на потребление.
По мере стабилизации и улучшения экономического и финансового климата в стране предусматривается обеспечить более благоприятное соотношение минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий с величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения.
Одновременно с этим будут пересмотрены состав и структура самого прожиточного минимума исходя из реально складывающихся соотношений между расходами на приобретение продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилья и социальных услуг.
Будет продолжено использование механизма частичной индексации денежных доходов населения с изменением периодов ее проведения в зависимости от темпов инфляции.
При установлении размеров фиксированных доходов населения будет учитываться расширение платности медицинских, образовательных и культурных услуг, рост стоимости жилищно-бытового и транспортного обслуживания.