Приложение
к Программе Правительства
Российской Федерации
"Реформы и развитие российской
экономики в 1995 - 1997 годах"
от 28 апреля 1995 года N 439
Макроэкономический прогноз развития экономики
в 1995 - 1997 годах
Прогноз развития экономики на 1995 - 1997 годы исходит из положений Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах".
Основной вариант прогноза предполагает, что ход решения поставленных задач не будет нарушаться изменениями внутриполитической ситуации, мировой экономической и политической конъюнктуры или другими неблагоприятными факторами. При этих условиях ожидается успешное осуществление основных целей Программы и прежде всего достижение макроэкономической финансовой стабилизации уже к концу 1995 года.
В случае возникновения более жестких внешнеэкономических факторов и внешнеэкономических ограничений возможно смещение в область неблагоприятных условий развития с более медленным выходом экономики на целевые ориентиры Программы, что нашло отражение в параметрах второго варианта.
Расчеты по первому варианту предполагают возможность успешной реализации мер в сфере кредитно-денежного регулирования по достижению финансовой стабилизации и снижению инфляции до 15 - 20 процентов в год.
Устойчивое и последовательное снижение темпов инфляции повысит стабильность и предсказуемость экономической ситуации, сделает невыгодными задержки платежей, повысит доступность кредитов, сдержит рост задолженности и улучшит финансовое положение эффективно работающих предприятий.
Нормализация платежных расчетов в условиях низкой инфляции исключит необходимость компенсации хозяйствующими субъектами потерь в доходах вследствие их обесценения. Можно ожидать, что этот фактор окажет понижающее воздействие на динамику инфляции издержек. Улучшатся характер и структура внутреннего спроса, стабилизируются сбережения. Расширится поле рентабельных инвестиционных проектов. Рост инвестиционного спроса и снижение относительной эффективности непроизводительных сфер приложения капиталов (за исключением покупки государственных ценных бумаг) приведут к перераспределению ресурсов в реальный сектор экономики. В результате в 1995 году существенно замедлится спад инвестиций, а в 1996 - 1997 годах можно ожидать их стабилизации и роста.
Оживление инвестиционной деятельности будет способствовать модернизации и обновлению основных производственных фондов. На этой основе возрастет конкурентоспособность выпускаемой продукции, что инициирует процессы стабилизации общего объема производства и переход в режим роста.
Предварительные прогнозные оценки развития экономики
на 1995 - 1997 годы
(Вариант 1)
--------------------------------------------------------------------
¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год
--------------------------------------------------------------------
Темпы прироста потребительских
цен, процентов
в среднем за месяц 5,0 1,5 1,0
декабрь к декабрю 80 20 15
в среднем за год 160 30 20
Темпы к предыдущему году,
процентов
валовой внутренний продукт 92 - 94 98 - 102 101 - 104
промышленность 93 - 95 98 - 102 100 - 104
капитальные вложения 86 - 88 99 - 103 105 - 110
сельское хозяйство 94 - 96 97 - 99 100 - 104
В начале среднесрочного периода наиболее привлекательными объектами приложения капиталов (как отечественных, так и иностранных) останутся главным образом экспортоориентированные добывающие отрасли. Это связано с запасом рентабельности, закладываемым инвесторами при расчетах окупаемости капитальных вложений, что определяется ограниченным внутренним спросом и отсутствием уверенности экономических агентов в стабильности снижения темпов инфляции. Вместе с тем переход в 1996 - 1997 годах к 1 - 2-процентной инфляции (в среднемесячном исчислении) позволит повысить надежность принимаемых экономическими агентами инвестиционных решений и расширить отраслевой спектр осуществляемых инвестиционных проектов. Можно ожидать, что в первую очередь в этот круг войдут ориентированные на внешний спрос предприятия обрабатывающих отраслей.
Таким образом, к концу среднесрочного периода возрастет дифференциация финансовых и производственных результатов работы предприятий реального сектора экономики, будет создана среда, способствующая осуществлению крупномасштабных структурных преобразований в экономике страны.
При оживлении производства в 1997 году увеличатся реальные доходы предприятий, населения и бюджета, что создаст основу для повышения стабильности спроса со стороны государства и сокращения бюджетного дефицита до 3 - 4 процентов валового внутреннего продукта. При таком размере бюджетного дефицита улучшаются условия для его покрытия за счет внутренних и внешних заимствований.
Улучшение общеэкономической ситуации создаст основу для эффективного регулирования валютного курса рубля, обеспечивающего устойчивость внешнего спроса.
Переход экономики в режим роста при низкой инфляции позволит при повышении инвестиционной активности сохранить потребление населения, обеспечивать его последующее расширение.
Структура использования валового внутреннего продукта
(Вариант 1, в ценах 1994 года, процентов)
--------------------------------------------------------------------
¦ 1994 год* ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год
--------------------------------------------------------------------
Валовой внутренний про-
дукт 100 100 100 100
Расходы на конечное на-
циональное потребление 68 68 70 70
в том числе:
домашних хозяйств 42 43 44 44
государственных уч-
реждений и неком-
мерческих организа- 26 25 26 26
ций
Валовое национальное
накопление 29 26 26 28
Чистый (за вычетом
импорта) экспорт про-
дуктов и услуг 3 6 4 2
----------------
* Оценка Минэкономики России
Расчеты по второму варианту предполагают усиление влияния факторов, препятствующих достижению финансовой стабилизации и эффективной реализации мероприятий Программы Правительства Российской Федерации. В этом случае может быть ослаблен антиинфляционный потенциал мер в области кредитно-денежного регулирования и обострится влияние на динамику инфляции факторов, связанных с процессами трансформации структуры внутренних цен, сближения их с мировыми, а также с эффективностью использования производственных мощностей. Соответственно сдвигаются сроки достижения целевых ориентиров Программы.
Процесс формирования новых соотношений внутренних цен не завершился. Сохраняются относительно низкие сравнительно с мировыми цены на энергоносители и электроэнергию, сельскохозяйственное сырье, тарифы на железнодорожные перевозки, а также на оплату жилья и коммунальные услуги, динамика которых ограничивается особенностями внутреннего спроса. При этом в настоящее время издержки производства российских предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности, в большинстве случаев реально выше, чем у их иностранных конкурентов. Поэтому в ближайшие годы сохранятся объективные предпосылки для повышения общего уровня цен. При низкой эффективности мер в области кредитно-денежного регулирования рост влияния указанных факторов на динамику инфляции может проявиться в большем размахе инфляционных колебаний, снижающих степень определенности при принятии хозяйственных решений экономическими агентами. Уровень инфляции, имея общую тенденцию снижения, будет выше, чем в первом варианте.
Обозначившиеся в последние годы структурные сдвиги продолжатся и в дальнейшем. Экономика страны в результате воздействия спросовых ограничений со стороны внутренних потребителей и мирового рынка, а также под воздействием формирования новых относительных цен будет продолжать приобретать все большую сырьевую направленность.
Предварительные прогнозные оценки развития экономики
на 1995 - 1997 годы
(Вариант 2)
--------------------------------------------------------------------
¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦ 1997 год
--------------------------------------------------------------------
Темпы прироста потребительских
цен, процентов
в среднем за месяц 7,0 3,5 2,0
декабрь к декабрю 125 50 30
в среднем за год 180 70 40
Темпы к предыдущему году,
процентов
валовой внутренний продукт 90 - 92 95 - 99 98 - 102
промышленность 89 - 91 96 - 98 98 - 102
капитальные вложения 80 - 85 96 - 100 100 - 105
сельское хозяйство 89 - 91 94 - 97 98 - 102
Инфляционное обесценение бюджетных расходов может сократить реальный спрос со стороны государства. Финансовое положение предприятий сохранится напряженным.
При развитии экономики по второму варианту маловероятно существенное возрастание реального спроса со стороны населения. Он будет обусловлен воздействием инфляционного налога на дифференциацию реальных доходов и потребления населения. Можно ожидать увеличения доли доходов общества, перераспределяемой в пользу элитных слоев общества. Последние не смогут сформировать значительного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что будет сдерживать его рост и влиять на уровень безработицы. Достижение стабилизации инвестиционной деятельности станет возможным лишь в 1996 году. В этом случае основа для стабилизации и некоторого оживления промышленного производства может быть создана к концу среднесрочного периода.