На втором этапе реформы институциональные преобразования остаются ключевым звеном реформирования российской экономики.
Теперь это будут большей частью не крупномасштабные меры, способные принести быстрый эффект и вызвать резонанс во всем обществе, но скорее кропотливая повседневная работа, лишь постепенно ведущая к формированию полноценных институтов рыночной экономики и накоплению позитивных результатов. Тем не менее именно осуществление институциональных преобразований определяет основное содержание проводимых реформ.
Если на первом этапе реформы, завершившемся 1 июля 1994 г., в центре институциональных изменений находился процесс массовой приватизации с применением приватизационных чеков, то на втором этапе реформ преобразования будут осуществляться более широким фронтом по следующим основным направлениям:
укрепление законности и правопорядка, а также основных институтов государственной власти;
осуществление второго этапа приватизации;
завершение реформы государственных предприятий;
регулирование процессов оздоровления и банкротства предприятий, решение проблемы неплатежей;
развитие рынка ценных бумаг и формирование системы его регулирования;
дальнейшее развитие банковской системы;
поддержка предпринимательства;
активизация антимонопольной политики и формирование конкурентной среды.
4.1. Укрепление законности и институтов государственной власти в экономической сфере
Укрепление законности и правопорядка во взаимоотношениях хозяйственных партнеров, а также основных институтов государственной власти в сфере экономики - главный фронт институциональных преобразований на 1995 - 1997 годы.
В процессе перехода к рыночной экономике, а также при распаде СССР основные структуры и формы контроля экономики, присущие планово-распределительной системе, были демонтированы, а институты государственной власти серьезно ослаблены. За последние три года осуществлены серьезные меры по преодолению образовавшегося правового и организационного вакуума, по формированию правовых и государственно-властных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. Однако на этом пути были сделаны лишь первые шаги. Сохраняются, а порой и усиливаются явления беззакония, коррупции, организованной преступности в масштабах, ставящих под угрозу будущее страны.
В ближайшие годы, в сущности, будет решаться вопрос, какой станет в России рыночная экономика: эффективной, как в развитых странах, или же ее развитие пойдет по пути преобладающего влияния групповых интересов, недоступных силе закона и препятствующих развитию страны.
Рыночная экономика может продемонстрировать свою эффективность, обеспечить благосостояние граждан и укрепление позиций страны в мире только при том условии, что в ней существуют и действуют стабильные "правила игры", соблюдаемые всеми и благоприятствующие деловой активности.
В предстоящие три года Правительство Российской Федерации считает одной из главных своих задач добиться перелома в этой области.
В настоящее время приняты Федеральная программа по борьбе с преступностью, на реализацию которой предусмотрено выделение значительных средств (свыше 1 трлн. рублей) из федерального бюджета на 1995 год, и ряд указов Президента Российской Федерации, что уже сейчас дает возможность осуществлять решительные меры в этой сфере.
Предстоит выполнить большую работу по совершенствованию гражданского и уголовного законодательства, реформированию судебной системы.
В целях развития правопорядка и усиления правовой защиты участников рынка необходимы скорейшая разработка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания следующих основополагающих законопроектов: второй части Гражданского кодекса Российской Федерации и закона о введении ее в действие; Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и закона о введении его в действие; законов об обществах с ограниченной ответственностью, о производственных кооперативах, о государственной регистрации юридических лиц, недвижимости и сделок с ней, предусмотренных частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации, закона о бухгалтерском учете и других законов, определяющих правовые основы рыночных отношений.
Одной из важнейших мер правового характера станет в указанный период принятие законодательного акта об ответственности за легализацию доходов от преступной деятельности, как необходимой меры для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом. Принятие такого закона, а также присоединение Российской Федерации к Страсбургской Конвенции 1990 года "Об отмывании денег, выявлении, аресте и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем" поднимут на качественно иной уровень действия по обнаружению преступных капиталов, перемещающихся за границу. При этом откроются пути к заключению соглашений об обмене необходимой информацией с соответствующими контрольными органами зарубежных стран.
В целях укрепления институтов государственной власти должны быть также разработаны проекты Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, законов об иммунитете государства и собственности государства, об исполнительном производстве, о судебных приставах, о третейских судах в Российской Федерации, о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине".
Исходя из конституционного принципа единства системы исполнительной власти в Российской Федерации будут определены формы участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации принадлежащего Правительству Российской Федерации права законодательной инициативы\по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Одним из основных условий создания правового государства является повышение эффективности работы судебной системы. Это обстоятельство является решающим как для защиты прав граждан, так и для развития рыночных отношений в экономике. Динамика социально-экономических преобразований в обществе требует проведения в 1995 -1997 годах реформы судебной системы, предусматривающей, в частности, более четкое разделение гражданского и уголовного судопроизводства (в том числе с созданием специализированных судов по отдельным категориям дел), введение института мировых судей, оперативно рассматривающих в первой инстанции дела об административных правонарушениях, уголовные дела с незначительными сроками наказания. В рамках совершенствования процессуального законодательства получат дальнейшее развитие различные формы правовой защиты граждан и юридических лиц, в том числе будут созданы дополнительные условия для реализации принципа состязательности в судопроизводстве.
Предусматриваются участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей и придание ему большей гласности.
Реформа должна исходить из принципа единства судебной системы, независимо от компетенции различных судебных органов, что будет достигаться в первую очередь с помощью развития системы надзора за деятельностью судов со стороны высших органов судебной власти, укрепления статуса судей.
Будет повышена роль органов юстиции по координации законотворческой деятельности, правовому обеспечению судебной и экономической реформ, усилению борьбы с преступностью, кадровому и организационному обеспечению деятельности судебной власти, регистрации юридических лиц и недвижимости, исполнению решений судов и других государственных органов.
Получат дополнительное развитие функции прокуратуры как органа, выступающего в защиту общественных интересов и нарушенных прав граждан, при одновременном сокращении несвойственных ей функций, унаследованных от ранее существовавшего правопорядка.
Правительство Российской Федерации предполагает разработать конкретные меры по обеспечению загрузки производственных мощностей предприятий уголовно-исполнительной системы, эффективной трудовой занятости осужденных.