Недействующий

О Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" (фактически утратило силу)

Раздел 4. Институциональные преобразования

На втором этапе реформы институциональные преобразования остаются ключевым звеном реформирования российской экономики.

Теперь это будут большей частью не крупномасштабные меры, способные принести быстрый эффект и вызвать резонанс во всем обществе, но скорее кропотливая повседневная работа, лишь постепенно ведущая к формированию полноценных институтов рыночной экономики и накоплению позитивных результатов. Тем не менее именно осуществление институциональных преобразований определяет основное содержание проводимых реформ.

Если на первом этапе реформы, завершившемся 1 июля 1994 г., в центре институциональных изменений находился процесс массовой приватизации с применением приватизационных чеков, то на втором этапе реформ преобразования будут осуществляться более широким фронтом по следующим основным направлениям:

укрепление законности и правопорядка, а также основных институтов государственной власти;

осуществление второго этапа приватизации;

завершение реформы государственных предприятий;

регулирование процессов оздоровления и банкротства предприятий, решение проблемы неплатежей;

развитие рынка ценных бумаг и формирование системы его регулирования;

дальнейшее развитие банковской системы;

поддержка предпринимательства;

активизация антимонопольной политики и формирование конкурентной среды.

4.1. Укрепление законности и институтов государственной власти в экономической сфере

Укрепление законности и правопорядка во взаимоотношениях хозяйственных партнеров, а также основных институтов государственной власти в сфере экономики - главный фронт институциональных преобразований на 1995 - 1997 годы.

В процессе перехода к рыночной экономике, а также при распаде СССР основные структуры и формы контроля экономики, присущие планово-распределительной системе, были демонтированы, а институты государственной власти серьезно ослаблены. За последние три года осуществлены серьезные меры по преодолению образовавшегося правового и организационного вакуума, по формированию правовых и государственно-властных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. Однако на этом пути были сделаны лишь первые шаги. Сохраняются, а порой и усиливаются явления беззакония, коррупции, организованной преступности в масштабах, ставящих под угрозу будущее страны.

В ближайшие годы, в сущности, будет решаться вопрос, какой станет в России рыночная экономика: эффективной, как в развитых странах, или же ее развитие пойдет по пути преобладающего влияния групповых интересов, недоступных силе закона и препятствующих развитию страны.

Рыночная экономика может продемонстрировать свою эффективность, обеспечить благосостояние граждан и укрепление позиций страны в мире только при том условии, что в ней существуют и действуют стабильные "правила игры", соблюдаемые всеми и благоприятствующие деловой активности.

В предстоящие три года Правительство Российской Федерации считает одной из главных своих задач добиться перелома в этой области.

В настоящее время приняты Федеральная программа по борьбе с преступностью, на реализацию которой предусмотрено выделение значительных средств (свыше 1 трлн. рублей) из федерального бюджета на 1995 год, и ряд указов Президента Российской Федерации, что уже сейчас дает возможность осуществлять решительные меры в этой сфере.

Предстоит выполнить большую работу по совершенствованию гражданского и уголовного законодательства, реформированию судебной системы.

В целях развития правопорядка и усиления правовой защиты участников рынка необходимы скорейшая разработка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания следующих основополагающих законопроектов: второй части Гражданского кодекса Российской Федерации и закона о введении ее в действие; Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и закона о введении его в действие; законов об обществах с ограниченной ответственностью, о производственных кооперативах, о государственной регистрации юридических лиц, недвижимости и сделок с ней, предусмотренных частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации, закона о бухгалтерском учете и других законов, определяющих правовые основы рыночных отношений.

Одной из важнейших мер правового характера станет в указанный период принятие законодательного акта об ответственности за легализацию доходов от преступной деятельности, как необходимой меры для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом. Принятие такого закона, а также присоединение Российской Федерации к Страсбургской Конвенции 1990 года "Об отмывании денег, выявлении, аресте и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем" поднимут на качественно иной уровень действия по обнаружению преступных капиталов, перемещающихся за границу. При этом откроются пути к заключению соглашений об обмене необходимой информацией с соответствующими контрольными органами зарубежных стран.

В целях укрепления институтов государственной власти должны быть также разработаны проекты Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, законов об иммунитете государства и собственности государства, об исполнительном производстве, о судебных приставах, о третейских судах в Российской Федерации, о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине".

Исходя из конституционного принципа единства системы исполнительной власти в Российской Федерации будут определены формы участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации принадлежащего Правительству Российской Федерации права законодательной инициативы\по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Одним из основных условий создания правового государства является повышение эффективности работы судебной системы. Это обстоятельство является решающим как для защиты прав граждан, так и для развития рыночных отношений в экономике. Динамика социально-экономических преобразований в обществе требует проведения в 1995 -1997 годах реформы судебной системы, предусматривающей, в частности, более четкое разделение гражданского и уголовного судопроизводства (в том числе с созданием специализированных судов по отдельным категориям дел), введение института мировых судей, оперативно рассматривающих в первой инстанции дела об административных правонарушениях, уголовные дела с незначительными сроками наказания. В рамках совершенствования процессуального законодательства получат дальнейшее развитие различные формы правовой защиты граждан и юридических лиц, в том числе будут созданы дополнительные условия для реализации принципа состязательности в судопроизводстве.

Предусматриваются участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей и придание ему большей гласности.

Реформа должна исходить из принципа единства судебной системы, независимо от компетенции различных судебных органов, что будет достигаться в первую очередь с помощью развития системы надзора за деятельностью судов со стороны высших органов судебной власти, укрепления статуса судей.

Будет повышена роль органов юстиции по координации законотворческой деятельности, правовому обеспечению судебной и экономической реформ, усилению борьбы с преступностью, кадровому и организационному обеспечению деятельности судебной власти, регистрации юридических лиц и недвижимости, исполнению решений судов и других государственных органов.

Получат дополнительное развитие функции прокуратуры как органа, выступающего в защиту общественных интересов и нарушенных прав граждан, при одновременном сокращении несвойственных ей функций, унаследованных от ранее существовавшего правопорядка.

Правительство Российской Федерации предполагает разработать конкретные меры по обеспечению загрузки производственных мощностей предприятий уголовно-исполнительной системы, эффективной трудовой занятости осужденных.